Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Вторник, 2017-11-21, 7:35 AM
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Категории раздела

НПФ [52]
Негосударственные пенсионные фонды
Страхование [9]
Негосударственное пенсионное страхование
Банки [1]
Банки и пенсии
Общие вопросы [15]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Негосударственное пенсионное обеспечение » НПФ

Негосудрственные пенсионные фонды ждут доверия

Негосударственные пенсионные фонды ждут доверия

 Споры о грядущей пенсионной реформе начались почти год назад и никого не оставили равнодушными. Рано или поздно пенсия коснется каждого из нас.

 В связи с планами правительства активнее привлечь негосударственные пенсионные фонды (НПФ) к пенсионной реформе в СМИ начала появляться информация о ненадежности НПФ и низком уровне доверия к ним. Так ли это?

Реформа давно идет!

На самом деле пенсионная реформа в Украине уже идет, и начата она была еще в 2003 году, когда было закреплено существование 3-уровневой пенсионной системы, предоставив рядовым гражданам возможность получать пенсию из трех различных источников — трех уровней.

Два уровня уже работают. Это реформированная солидарная пенсионная система (1-й уровень) и 3-й уровень — накопительная система негосударственного пенсионного обеспечения, для работы которой предусматривалось создание новых финансовых учреждений — негосударственных пенсионных фондов. Поэтому сейчас корректнее все же говорить не оновой реформе, а о продолжении реформирования солидарной системы, дальнейшем развитии негосударственного добровольного пенсионного обеспечения и запуске накопительной системы общеобязательного

государственного пенсионного страхования, часто называемой 2-м уровнем пенсионной системы.

НПФ: тенденции и прогнозы

Ключевая роль в накопительной пенсионной системе отводится негосударственным пенсионным фондам. Добровольные взносы граждан и их работодателей эти финансовые учреждения привлекают уже 6 лет. С обязательными взносами им предполагается дать право работать с 2015 года, т. к. именно через 2 года после запуска 2-го уровня закон о реформе предусматривает перевод обязательных пенсионных взносов 2-го уровня по выбору и желанию застрахованных лиц из централизованного государственного Накопительного пенсионного фонда в НПФ.

Минувший год во многом был показательным для НПФ. Ведь после кризисного и убыточного для ряда фондов 2008-го весь следующий год украинские НПФ направляли основные силы не столько на привлечение новых клиентов, сколько на удержание «старых» вкладчиков и участников, пересматривали инвестиционные стратегии и приобретали подешевевшие акции украинских предприятий в состав своих активов. Выжидательную позицию занимали и потенциальные вкладчики. А вот 2011 год показал, что по мере восстановления рынка НПФ возвращается и интерес населения к фондам, и не только на уровне праздного любопытства, но и в виде готовности заключать пенсионные контракты и производить отчисления.

По официальным данным, даже в нелегкие 2008-2009 годы НПФ Украины показывали позитивную динамику по основным показателям, таким как рост количества вкладчиков (отдельных граждан и

предприятий), увеличение объемов взносов и стоимости активов (с учетом инвестиционного дохода). В последующие годы положительные тенденции продолжились. Росли и объемы пенсионных выплат — как одноразовых, так и пенсий на установленный срок, что также является дополнительным сигналом для общества, что эти финансовые учреждения выполняют свою основную миссию. Только за 2010 год фонды произвели выплат своим участникам и их наследникам на сумму более 76 млн. грн.

Обращает внимание тот факт, что большой удельный вес пенсионных взносов приходится на корпоративный фонд Нацбанка, участниками которого могут быть исключительно работники этой организации. Только за 2010 год более 123 млн. грн. НБУ как работодатель перечислил в этот фонд на индивидуальные счета более десяти тысяч своих сотрудников. Эти суммы составляют около 70% всех пенсионных взносов по стране за этот же период и, безусловно, влияют на показатели всей системы НПФ.

 Но наличие среди вкладчиков такого явного лидера свидетельствует о высокой степени доверия Нацбанка к системе НПФ и служит хорошим примером для других работодателей.

Самый популярный и важный вопрос о деятельности НПФ    доходность, ведь, как показывает опыт, людей больше всего в фондах смущает именно отсутствие гарантированного уровня доходности. По данным фондов, за прошлый год цифры доходности, которая в отчетности определяется показателем изменения чистой стоимости единицы пенсионных взносов, очень отличаются.

При этом за 2010 год из 63 активно работающих фондов чистая годовая доходность 17-ти превысила 20%. Это очень неплохие результаты с учетом показателя инфляции 9,1% и существенного снижения ставок по банковским депозитам, с чем так любят сравнивать доходность НПФ многие наши граждане.

Кроме уровня доходности, важным достижением системы НПФ, в том числе и за последний год, явился устойчивый  приток индивидуальных вкладчиков, которые производят отчисления в свою пользу или в пользу своих близких родственников. Ведь для работодателя — юридического лица — привлекательным в НПФ является, в первую очередь, возможность использования налоговых льгот (отнесение взносов на затраты, экономия на обязательных социальных взносах и налоге на доходы физических лиц для своих сотрудников), а уже потом — забота о материальном достатке своего персонала в зрелом возрасте. А вот убедить рядовых граждан, особенно молодых, нести в фонды «свои кровные», даже не всегда рассчитывая воспользоваться предоставленной законодательством налоговой льготой,  — это уже сложнее, особенно после кризиса.

И все же фонды, в основном, с этой задачей справились.

Вообще-то место регистрации НПФ не имеет особого значения. При современной системе банковских платежей место проживания вкладчика/участника не является препятствием для уплаты пенсионных взносов и получения в будущем пенсии из НПФ, зарегистрированного в другом регионе.

Выбор именно НПФ для формирования еще одного источника благосостояния в зрелом возрасте обусловлен такими факторами:

1)   жесткий контроль со стороны государственных органов за работой фондов и обслуживающих их компаний, который осуществляют в пределах своих полномочий Госфинуслуг, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Национальный банк Украины;

2)   прозрачность работы, раскрытие на официальном сайте Госфинуслуг и ежеквартальное обновление показателей и отчетности каждого из зарегистрированных НПФ; 

3)   непредпринимательский статус, запрещающий фонду заниматься какой-либо другой деятельностью, кроме сбора пенсионных взносов вкладчиков, их инвестирования и осуществления в будущем пенсионных выплат;

4)    установление в Законе  жестких количественных и качественных ограничений для инвестирования пенсионных средств, т. е. требований по составу и структуре активов, которые минимизируют риски от инвестирования;

5)    распределение всей полученной от инвестирования  прибыли между участниками фонда пропорционально суммам на их индивидуальных счетах;

6)   возможность получения  налоговых льгот;

7)    право наследования накоплений и др.    

Молодых вкладчиков в НПФ привлекает еще и возможность производить небольшие по размерам и потому фактически не ощутимые для их бюджета отчисления. Ведь благодаря длительному периоду накоплений (20-30 лет) эти взносы многократно вырастут за счет дохода от их инвестирования.

Тенденции в деятельности украинских НПФ свидетельствуют о том, что если дать возможность людям в будущем, после запуска 2 уровня пенсионной системы, выбирать между Накопительным фондом и негосударственными пенсионными фондами, то доля избравших НПФ будет немалая. Надеемся, что благодаря НПФ их участники смогут существенно увеличить размеры своих будущих пенсий.

Категория: НПФ | Добавил: Mother_Hobbit (2012-04-01)
Просмотров: 549 | Теги: негосударственная пенсия, Молодежь, негосударственные фонды | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]