Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Пятница, 2024-04-26, 10:06 AM
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Категории раздела

Пенсионная реформа [14]
Зачем нужна пенсионная реформа, ответы на некоторые вопросы
Накопительная система [2]
Второй уровень пенсионного обеспечения

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Пенсия » Пенсионная реформа

Нынешняя реформа оправдана (мнения специалистов)
«Нынешняя реформа оправдана»  Мнения специалистов
 
Какая система у нас действует сегодня?
- Прежде всего, солидарная. Ее, кстати, внедрили в Советском Союзе более 80 лет назад, и за это время она практически не изменялась.    Суть этой системы в том, что все работающие платят взносы в Пенсионный фонд, и эти средства по определенной формуле распределяются среди всех пенсионеров.
    Это так называемый первый уровень пенсионного обеспечения. Он дает людям минимальные гарантии. В большинстве развитых стран дополнительное обеспечение люди получают благодаря второму и третьему уровням пенсионной системы – обязательному и добровольному накопительному страхованию.
    Именно трехуровневая пенсионная система наиболее сбалансирована. В нашей же стране солидарная система остается основным источником дохода для пожилых людей.
    Теоретически мы имеем третий уровень пенсионного обеспечения – частные пенсионные фонды, – который предусматривает добровольное участие работников и работодателей. Они самостоятельно определяют размер взносов, которые платят на свои счета. Потом эти средства инвестируются на рынках капитала. Но пока что такая система недостаточно распространена, поэтому большинство пенсионеров сегодня имеют только «солидарный» минимум.
 
    Поэтому одна из главных наших задач, по моему мнению, – внедрение второго уровня. Пенсионной реформой это предусмотрено.
     Речь идет о том, что все работники, которым на момент введения обязательного страхования будет меньше 35 лет, будут платить взносы не только в общую «кассу» Пенсионного фонда, а и на свои персональные счета.
   Средства, которые человек накопит, будут принадлежать только ему. Сколько работник собрал, столько и будет получать в дополнение к государственной пенсии. Плюс – инвестиционный доход. Ведь пенсионные накопления будут вкладываться в экономику, ипотечные программы, в акции стабильных государственных банков – это так называемая «народная приватизация».
    Мы сейчас работаем над тем, чтобы эти вложения были максимально защищенными, а все операции проводились под очень жестким контролем государства. Кроме того, средства с пенсионных счетов можно будет передавать по наследству.
 
    Второй уровень мы планируем ввести с 1 января 2013 года, когда Пенсионный фонд станет бездефицитным.
 
«Каждый должен думать о своей пенсии»
Пенсионная реформа должна установить социальную справедливость в системе пенсионного обеспечения.
    Главная идея пенсионной реформы – заинтересовать каждого гражданина думать о размере пенсии, которую он получит в будущем. Для этого будет введена накопительная система пенсионных расчетов, что даст возможность обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам.
    Сегодня важно также, чтобы каждый работающий легально делал отчисления, т.е. зарплат в «конвертах» не должно быть.
    В свою очередь правительство гарантирует стопроцентную выплату пенсий сейчас и в будущем.
 
    О реформировании пенсионной системы у нас речь идет не первый год. Реформу давно уже надо было начать, утверждают специалисты. Ведь население Украины стареет, поэтому обеспечивать пенсионеров в солидарной системе работающим будет проблематично. Пенсионное законодательство не пересматривалось многие годы, а его давно надо адаптировать к современному миру.
    Справедливым должно быть пенсионное законодательство и к людям, которые всю трудовую жизнь платили пенсионные взносы, не скрывая своих трудовых доходов.
    Т.е. главной целью проведения пенсионной реформы правительство определило обеспечение достойного уровня жизни граждан. Более подробно об этом рассказывает директор департамента пенсионного обеспечения Минсоцполитики Николай Шамбир.
 
- Николай Ивановичу, какой размер пенсии получает большинство украинских пенсионеров?
- Почти две трети пенсионеров - до 1 тыс. гривен. В то же время средний размер «специальных» пенсий, по меньшей мере, в 2,5 раза превышает средний размер пенсии, определенной на общих условиях.
     На данный момент существует и разрыв между размерами между пенсиями женщин и мужчин. Для женщин установлена низшая граница трудоспособного возраста, они имеют меньший по продолжительности трудовой стаж, в результате чего их заработная плата в среднем почти на 30% ниже, чем у мужчин. Т.е. существует еще и гендерная несправедливость.
    В цифрах это выглядит так: средний размер пенсии по возрасту у женщин составляет в среднем 872,6 грн, у мужчин - 1327,06 грн. Итак, размер пенсии по возрасту у женщин вдвое меньше, чем размер пенсии по возрасту у мужчин.
 
- Если все оставить так, как есть, к чему это может привести?
- Может так произойти, что платить пенсию людям будет неоткуда. Например, в 2010 году из госбюджета на покрытие дефицита бюджета ПФ было выделено почти 34,4 млрд. грн.
   Несбалансированность бюджета ПФ - тема болезненная. Расходы на пенсионное обеспечение уже составили 16,3% ВВП.
    При этом не следует забывать, что размер пенсионных взносов составляет 35%, что намного выше, чем в других странах Европы: в Венгрии - 26,5%, во Франции - 24%, Чехии - 28%, Швеции - 18,9%. Однако и этого недостаточно для покрытия пенсионных расходов.
     Поэтому нынешнее правительство в первую очередь решило сбалансировать доходы и расходы пенсионного фонда. Поэтому был подготовлен новый Закон "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы".
 
- Какие принципы в нем заложены?
- Введение II уровня пенсионной системы: - накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования будет внедрена в год, в котором будет обеспечена бездефицитность бюджета Пенсионного фонда Украины;
- участниками этой системы будут лица, которым на дату введения системы исполнилось не более 35 лет;
- размер страхового взноса на дату внедрения системы предполагается установить в размере 2% с последующим его ежегодным повышением на 1% до достижения 7%;
- администрирование страховых взносов накопительной системы будет осуществляться через пенсионный фонд Украины. Через 2 года после введения уплаты страховых взносов в накопительную систему ее участники будут иметь право выбирать негосударственные пенсионные фонды, в которых будут накапливаться их пенсионные средства.
 
 Увеличение базы для начисления единого социального взноса:
- повысить максимальную сумму, из которой с 1 января 2011 года будет взиматься единый социальный взнос, с 15 до 17 прожиточных минимумов для трудоспособных граждан.
 
Для урегулирования пенсионного обеспечение госслужащих:
- ограничить максимальный размер пенсии на уровне 10 размеров прожиточного минимума для лиц, которые потеряли работоспособность;
- уменьшить с 90 до 80% размер пенсии от заработной платы для госслужащих;
- назначенная досрочно (за полтора года) пенсия государственным служащим, депутатам, прокурорам, судьям будет выплачиваться только неработающим пенсионерам;
- на период работы специальные пенсии выплачивать в размере трудовых пенсий, т.е. на общих основаниях, определенных нормами Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании";
 
Для работников бюджетной сферы - с целью улучшения условий пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы (образования, культуры и здравоохранения) при выходе на пенсию введено единовременное пособие в размере 10 назначенных им пенсий;
 
Для военнослужащих - период пребывания на военной службе увеличен с 20 до 25 календарных лет;
- срок службы будет определяться только в календарном исчислении, льготные (для отдельных категорий военных) коэффициенты будут применяться только при определении выслуги лет;
- при выходе на пенсию и последующем трудоустройстве на гражданскую работу бывший военнослужащий будет получать свою пенсию. Вместе с тем на время работы и получения зарплаты пенсия таких работающих пенсионеров индексироваться не будет.
- помощь военнослужащим при выходе на пенсию будет выплачиваться в ранее установленных размерах.
 
Повышение пенсионного возраста для женщин - начат 10-летний этап увеличения пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет на 6 месяцев каждого года;
- как компенсатор на период повышения возраста пенсия женщин будет увеличиваться на 2,5% за каждые полгода. За 10 лет размер пенсии может вырасти максимум на 25%.
 
Для усовершенствования порядка назначения, перерасчета пенсий:
- повышен минимально необходимый страховой стаж для получения пенсии по возрасту с 5 до 15 лет;
- для вновь назначенных пенсий увеличена нормативная продолжительность страхового стажа для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере для женщин с 20 до 30 лет и для мужчин с 25 до 35 лет;
- для назначения пенсии берётся размер средней заработной платы за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии, перерасчет пенсии проводить из средней заработной платы, с которой назначено (пересчитано) пенсию;
- проводить назначения пенсий из заработной платы только по данным персонифицированного учета.
Для лиц, которые ранее получили согласование на продление пребывания на государственной службе до 65 лет, согласования остаются действующими, они будут занимать свои должности до достижения этого возраста.
 
    Пенсионный фонд уже сегодня требует значительных дотаций со стороны государства. А пенсионеры хотели бы получать пенсии на уровне, который бы обеспечивал им достойную жизнь. Не копейки, не прожиточный минимум, а именно достойную жизнь.
    Именно на обеспечение достойного уровня жизни людей преклонного возраста и направлена пенсионная реформа.
    Мы часто видим европейский опыт. Часто слышим о том, что с выходом на пенсию жизнь на Западе только начинается. Достойное пенсионное обеспечение является одним из элементов системы европейских социальных стандартов, о которых так любят говорить политики.
    Действительно, если мы заявляем о желании стать частью Европы, то и уровень жизни должен быть европейским - в том числе и у пенсионеров. Между тем в самой Европе также понимают необходимость повышения пенсионного возраста для граждан.
Вот лишь несколько фактов.
Германия. 1996-97 гг - пенсионный возраст поднят до 65 лет. 2010 - до 67 лет с 2012-го. До 2024 года пенсии будут повышены до 29% - в среднем на 1,9% в год. Размер базовой пенсии для работника, который имеет стаж около 45 лет, повысится до 1584 евро.
Нидерланды. 1-е место в мире по стабильности пенсионной системы, выплаты составляют 70% зарплаты. Пенсионный возраст -65 лет, а с 2020-го - 67.
Великобритания. 2007 - повышен пенсионный возраст с 65 до 68 лет. Испания. 2011 - пенсионный возраст установлен на уровне 67 лет. Франция. 2010 - пенсионный возраст повышен до 67 лет.
За пределами Европы, в тех же США, в 2010 году Белый Дом разработал рекомендации о поэтапном повышении пенсионного возраста с 62-66 до 69 лет.
    Т.е. есть общемировая тенденция, которой следуют и Украины. Сегодня акцентировать внимание нужно не на самом факте повышения пенсионного возраста, а на качестве жизни людей, которое следует в связи с повышением пенсионного возраста.
    Главным является не то, в 55 или в 65 лет человек пойдет на пенсию, а то, будет ли он и дальше получать нищенскую помощь от государства, или действительно пенсионное обеспечение станет реальной компенсацией за все годы работы.
    То есть ключевым словам при оценке последствий пенсионной реформы должны стать достоинство и качество.
 
    Важный момент: пенсионная реформа не сводится исключительно к повышению пенсионного возраста, как в этом пытаются убедить политические оппоненты правительства.
    Между тем повышение пенсионного возраста - это лишь первый, необходимый шаг.
    Суть реформы заключается в другом - в изменении самой философии пенсионной системы. Сегодня в Украине действует солидарная пенсионная система, когда каждый работающий гражданин часть заработанных средств отчисляет в Пенсионный фонд, поддерживая, таким образом, пенсионеров.
    Выше было сказано: количество работающих граждан в стране практически сравнялась с количеством пенсионеров. Поэтому реальность вскоре может стать угрожающей для социальной стабильности в Украине.
    Еще в середине 1990-х годов экономисты определили, что выход может быть только один: в постепенном переходе от солидарной к накопительной системе.
    И это положение неоднократно дискутировалось, и даже включалось в предвыборные программы многих политических партий. К сожалению, за последние 15 лет (с момента, когда тезис был сформулирован) воз пенсионного реформирования не сдвинулся с места. А время идет. А пенсионеры ропщут на то, что на пенсию сегодня прожить трудно.
    Оппоненты правительства часто говорят, что главная проблема - в несправедливом начислении пенсий, в том, что у некоторых бывших чиновников сверхвысокие пенсии и т.д.
    Безусловно, вилка пенсионного обеспечения должна быть более справедливой и сбалансированной, но ликвидация всех сверхвысоких пенсий со следующим перераспределением их между всеми пенсионерами не приведет к улучшению ситуации. В таком случае каждый пенсионер в Украине получит надбавку к пенсии на уровне аж 72 копеек.
 
    Накопительная система даст возможность гражданам заблаговременно рассчитывать свою пенсию, влиять на ее размер путем ежемесячных отчислений на собственный пенсионный счет.
Т.е. человек будет работать всю жизнь именно на собственную пенсию.
    Такая система действует сегодня в большинстве стран Европы и уже оправдала себя, продемонстрировала свою эффективность. Поэтому пенсионное реформирование призвано:
а) приблизить Украину к Европе - на уровне социальных стандартов; б) установить действительно справедливую и эффективную систему пенсионного обеспечения;
в) превратить пенсии в серьезный механизм обеспечения финансовых, материальных и духовных потребностей людей преклонного возраста; г) обеспечить достойную жизнь и ощущение стабильности людям, которые своей работой заслужили достойный отдых.
 
    Реформы можно оценить не столько по первым шагам, сколько по последствиям. А последствия можно будет ощутить уже через год-полтора. Те, кто сегодня больше всего выступают против пенсионной реформы (а по социологическим данным, это люди в возрасте от 45 до 50 лет - т.е., те, кому до пенсии остается еще немало времени), будут иметь возможность вполне понять преимущества предложенных нововведений.
    Тем более, что пенсионная реформа будет вводиться не революционным, не внезапным методом, а поэтапно, но настойчиво и целенаправленно.
    Украина обязательно пройдет свой путь реформ - не считаясь с критикой оппонентов. Эти реформы давно назрели и стали необходимостью.
    В противном случае Украина обречена на отсталость и на постепенную деградацию – деградацию государственных институтов, деградацию общественных отношений, девальвацию человеческих ценностей. Именно поэтому назад дороги нет - есть только дорога вперед, и воплощение реформ.
 
«Нынешняя реформа оправдана»
Преобладающее большинство людей в Украине живут на небольшие размеры пенсий. Итак, реформирование пенсионной системы назрело давно. Пенсионеры должны получать справедливые выплаты, которые будут зависеть от страхового стажа и размера заработной платы.
    О том, какие меры нужно предпринять, чтобы старость была безбедной, рассказывает заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского института труда и занятости населения, академик Николай Валяльщик.
 
- Николай Сергеевич, нужна ли нам сейчас пенсионная реформа, или мы могли бы подождать лучших времен, ведь о ней уже говорят не один год?
- С принятием Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» в 2003 году в Украине осуществлен переход от пенсионного обеспечения к пенсионному страхованию.
    Но, к сожалению, кроме этого закона, у нас остались и так называемые «специальные» законы, по которым насчитывались «специальные» пенсии.
    Считаю, что нынешняя реформа оправданна, так как пенсии всем категориям пенсионеров будут начисляться не только с учетом трудового стажа, а и предельного уровня заработной платы, из которой насчитываются пенсионные взносы в Пенсионный фонд.  
    Раньше такие правила для отдельных категорий работников, выходивших на пенсию, не учитывались. То есть эта мера будет оказывать содействие наведению справедливого порядка в расчёте пенсий.
Это я считаю первым шагом в пенсионном реформировании.
 
- А какие недостатки вы усматриваете в пенсионной системе до её реформирования?
- Каждое государство имеет определенные обязательства перед своими трудоспособными гражданами и гражданами преклонного возраста. Относительно трудоспособных граждан, то одно из основных обязательств государства есть обеспечение права на работу. А относительно людей преклонного возраста - это обеспечение достойного уровня жизни в старости.
    Основной недостаток ранее действующей пенсионной системы:
- выплата минимальной пенсии, независимо от страхового стажа и уплаченных взносов;
- различие в размерах пенсий, назначенных в разные годы, при одинаковых данных пенсионного дела относительно страхового стажа и коэффициента заработка;
- среди развитых стран пенсионный возраст один из самых низких, в первую очередь женщин;
- осуществление несвойственных страховому фонду выплат (доплаты к минимальному размеру пенсии, при отсутствии минимально необходимого страхового стажа у мужчин 25 лет (у женщин 20);
- увеличение размера пенсии за сверхнормативный страховой стаж (для мужчин больше 25, для женщин - 20 лет);
- досрочные пенсионные выплаты по возрасту на льготных условиях и за выслугу лет застрахованным лицам, занятым на работах с особыми условиями труда, возмещение которых не предусмотрено действующим законодательством). Объем таких выплат в 2011 году, по нашим расчетам, будет представлять 45,1 млрд грн;
- неодинаковые условия начисления пенсий в результате разнообразия законодательной базы по пенсионному обеспечению граждан;
- многоразовое отодвигание введения общеобязательной накопительной системы.
    Часть из указанных недостатков устраняет Закон «О мероприятиях по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы». Он должен:
- усилить роль страхового стажа и уплаченных взносов при определении размера пенсий;
- установить единый пенсионный возраст для женщин и мужчин;
- оказывать содействие финансовой стабильности Пенсионного фонда; - ввести общеобязательную накопительную пенсионную систему. В этом аспекте названный Закон является актуальным.
    Следующим шагом должны быть существенное повышение заработной платы и вывод экономики из тени, поскольку зарплата является основным источником пенсионного обеспечения.
 
- Как же решить эту сложную проблему?
- Хочу привести такой позитивный пример из недалекого прошлого нашего государства. В 2000 году, когда была полностью погашена задолженность по заработной плате и пенсии, начался рост экономики. Вы спросите почему? А потому, что люди зрелого возраста стали покупать не заморские товары, а свои, отечественные. Итак, ответ прост: увеличился спрос на украинские товары, а соответственно увеличилось и их предложение. Это закон рыночной экономики. Его нельзя игнорировать.
 
- Как достичь улучшения уровня жизни населения уже сегодня и где те резервы, которые будут оказывать этому содействие?
- Достичь эффективного улучшения уровня жизни населения и социальной защиты как пенсионеров, так и всех малообеспеченных граждан, продолжительной стабильности страхового пенсионного фонда можно лишь путем осуществления реформирование всей экономики Украины, ориентированной на создание новых рабочих мест, легализации занятости и заработной платы повышение ее уровня, сокращение неполной занятости и безработица, уменьшение трудовой эмиграции.
    Основным резервом для улучшения уровня жизни населения уже сегодня является, так называемый коррупционный налог на добавленную стоимость. Его существенную часть можно включить в заработную плату работающим в реальному секторе экономики. В государственный бюджет поступит значительная часть подоходного налога с этой увеличенной зарплаты, которая даст возможность увеличить уровень зарплаты у работников бюджетной сферы. В итоге за счет увеличения суммы страховых взносов Пенсионный фонд станет бездефицитным.
    И такие меры также не повлияют на рост оптовых и розничных цен. Чтобы решить эту проблему, нужна политическая воля высшего руководства государства.
    Для компенсации поступлений в государственный бюджета в связи с ликвидацией налога на добавленную стоимость можно дополнительно ввести налог с продаж в размере 1-2%. За счет такой меры у людей вернется доверие к власти. С увеличением спроса на отечественную продукцию возрастет экономика, появятся новые рабочие места, уменьшиться безработица.
 
«Реализацию мер нельзя откладывать на перспективу»
Лидия ТКАЧЕНКО, к. э. н., ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи НАН Украины
    Отечественная система пенсионного обеспечения испытала немало изменений за период независимости, однако эти преобразования трудно назвать реформой. Склонность политиков к предвыборному популизму, нежелание брать на себя ответственность за реализацию «непопулярных», но очевидно необходимых мер, осуществление в большинстве случаев краткосрочных или косметических параметрических изменений и игнорирование объективных долгосрочных угроз привели к разбалансированности и низкой эффективности системы пенсионного обеспечения в Украине.
    По сравнению с 2004 г., средний размер пенсий увеличился в 6 раз, однако почти весь этот прирост поглотила инфляция, а преобладающее большинство пенсионеров и ныне получает низкие пенсии.
    При этом остаются нерешенными практически все задания, анонсированные во время старта реформы 2004 году: не введена обязательная накопительная составляющая государственного пенсионного страхования (II-й уровень пенсионной системы), профессиональных и корпоративных пенсионных фондов для работников с особыми условиями, не отменена ни одна пенсионная привилегия.
    Непоследовательность и непрозрачность принятия решений, недостаточная информационно разъяснительная работа сформировали в обществе стойкое предубежденное отношение и пессимистические настроения относительно целей и результатов пенсионной реформы.
     Демографическая «яма», связанная с вхождением в трудоспособный возраст малочисленных когорт, рожденных в кризисные 1990-е гг, последствия глобального финансово-экономического кризиса, двойные стандарты в общественном сознании и распространение иждивенческих настроений среди значительной части населения обуславливают, с одной стороны, безотлагательность и радикальность мер реформирования пенсионной системы, а с другой - особые требования относительно их обоснованности, взвешенности и эффективности.
    Преобладающее большинство мер по реформированию пенсионной системы во всем мире направлено на усиление мотивации трудоспособного населения к активному участию в пенсионном страховании и удлинении продолжительности трудового периода жизни.
    Повышение пенсионного возраста и установление более жестких условий для получения полного размера пенсии, наряду с переведением все большей части государственных пенсионных схем к частным, по частоте использования ныне принадлежат к наиболее популярным мерам пенсионных реформирований.
    Безальтернативность такого пути объясняется тенденциями демографического старения, что предопределяют постоянное сокращение контингента трудоспособного населения и постоянное увеличение количества людей преклонного возраста, а поэтому - неизбежно увеличение объемов обязательств трудоспособной части населения перед гражданами, которые потеряли трудоспособность в связи со старостью или инвалидностью.
    Относительно имеющихся пенсионеров общество и государство имеют одно обязательство: обеспечить достойный уровень жизни. Эти люди уже завершили свой трудовой путь, и их трудовой вклад определен. Можно разными способами стараться его оценить, но это сугубо арифметические упражнения, которые ограничиваются объемом имеющихся средств на актуализацию назначенных пенсий.
     Мероприятия пенсионной реформы должны направляться преимущественно на трудоспособные поколения населения, чтобы формировать их трудовое поведение, своевременно реагировать на демографические, экономические, социальные вызовы и угрозы.
      Реализацию мер пенсионной реформы нельзя откладывать «на перспективу». Наоборот, с нее надо начинать все реформы в социальной сфере и на рынке труда, иначе невозможно осилить в обществе иждивенческие настроения и пассивность.
     Именно пенсионная реформа способна создать эффективные механизмы привлечения граждан к продуктивной занятости и полноценной реализации трудового потенциала, укрепления связей между поколениями и консолидации интересов всех слоев населения.
 
 «Пенсионный возраст должен быть одинаковым»
Директор Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины Элла Либанова
- Элла Марленовна, в своих интервью Вы часто акцентируете на том, что население Украины стареет, и чем дальше, тем сложнее будет работающим содержать пенсионеров в солидарной системе, которая уже неэффективна.
- Система пенсионного обеспечения в Украине остается социально несправедливой – как по профессиональному, так и по гендерному признаку.
    Демографы определяют эффективность пенсионной системы по нескольким индикаторам, которые в большей степени характеризуют уровень жизни пенсионеров: это соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму, к средней заработной плате (т.н. коэффициент замещения пенсией утраченного заработка), разница между максимальной и минимальной пенсией.
    В Украине минимальная пенсия, по законодательству, равняется прожиточному минимуму для лиц, которые утратили трудоспособность, и сейчас составляет 822 грн. Коэффициент замещения заработной платы на 1 января 2011 года составляет 48%, что несколько превышает финансовые возможности солидарной системы. Последние арифметически определяются только двумя показателями: соотношением между численностью пенсионеров и плательщиков взносов (сегодня на 100 плательщиков взносов приходится 95 пенсионеров, а в перспективе будет больше) и ставкой взносов на пенсионное страхование. Исходя из украинских соотношений, коэффициент замещения не может превышать 40%, остальное нужно финансировать из бюджета.
    Максимальная пенсия из солидарной системы превышает минимальную в десятки раз, что недопустимо, поскольку основную часть дифференциации пенсий должны обеспечивать (в развитых странах так и происходит) выплаты из накопительных фондов. То есть, действующую систему пенсионного обеспечения очень сложно назвать эффективной.
 
- В новом законе о пенсионной реформе идет речь о повышении пенсионного возраста для женщин. Этот вопрос общество приняло очень болезненно. Почему нужно повышать возраст именно для женщин?
- Сразу подчеркну: повышение пенсионного возраста никого не радует. Но, к сожалению, оно неизбежно. И те, кто акцентирует внимание на низкой средней продолжительности жизни при рождении (64,4 года для мужчин и 75,8 лет для женщин), не совсем понимают содержание показателя средней продолжительности жизни и техники его вычисления.
    Это условный показатель, который высчитывают, исходя из рисков смерти на протяжении каждого года всей жизни от самого рождения. Учитывают риски смерти в детстве, юности, трудоспособном возрасте.
     Между тем, когда речь идет непосредственно о пенсионном возрасте, нужно иметь в виду среднюю продолжительность жизни именно на пенсии, когда человек всех этих рисков уже счастливо избежал. То есть, опираться на показатель, который учитывает риски смерти в старшем возрасте.
    Так вот, мужчины после достижения шестидесятилетнего возраста в среднем, живут 14,8 лет, а женщины после достижения пятидесятипятилетия – 23,9. То есть, этот аргумент против повышения пенсионного возраста не срабатывает.
    От пенсионного возраста в значительной мере зависит соотношение пенсионеров и плательщиков страховых взносов, которое – мы уже об этом говорили – оказывает чрезвычайно весомое влияние на финансовые возможности солидарной системы и, в конце концов, на соотношение средней пенсии и средней заработной платы.
 
    Вторым распространенным – и также не совсем корректным – тезисом является утверждение об очень высоком уровне старения украинского населения.
    На самом деле удельный вес граждан старше 65 или 70 лет в Украине не только не превышает средний по Европе, а даже ниже его. Что же касается доли именно пенсионеров, то она и правда достаточно высока.
 
- Стоит ли уравнивать пенсионный возраст мужчин и женщин?
- Я считаю, что пенсионный возраст должен быть одинаковым. И то, что женщины вытесняются с рынка труда раньше, по большому счету, – дискриминация. В значительной степени именно поэтому соотношение средних пенсий женщин и мужчин составляет 67%, тогда как заработных плат – 75%. К тому же 42% пенсий по возрасту женщин (то есть, почти половина!) являются меньшими, чем гарантированный минимум. После внедрения накопительной составляющей соотношение пенсий станет еще более дискриминационным для женщин.
 
- Согласно Закону увеличен не только пенсионный возраст, но и продолжительность страхового стажа для назначения пенсий по возрасту. Насколько это необходимо?
- По моему мнению, установление минимального страхового стажа на уровне 30-35 лет будет мотивировать человека легально работать дольше, и таким образом зарабатывать на большую пенсию. Ведь в среднем человек начинает работать в 18-20 лет, то есть, до достижения 55-60 лет имеет 35-40 лет стажа.
    Впрочем, я считаю, что стоит применить значительно более высокие коэффициенты учета стажа больше этого периода – возможно, 3 или даже 4% за каждый год. Это обеспечит социальную справедливость для тех, кто работает долго.
 
- Проведение пенсионной реформы предусматривает ограничение максимального размера пенсий. А как решается вопрос отдельных групп населения в других странах?
- Пенсии из солидарной системы не должны слишком сильно отличаться. Вдвое, втрое, но не в десятки раз.
    Действительно, усиленное пенсионное обеспечение отдельных групп населения существует во всем мире, даже в рамках солидарной системы.
    В большинстве стран это является своего рода компенсацией за напряженный труд и невозможность дополнительной занятости (и соответственно, дополнительных заработков) госслужащих, полицейских, военных. Но она не должна быть слишком большой.
     Другой вопрос – лица, работающие во вредных условиях, по Спискам №1 и №2. В мире осталось лишь три станы (Украина, Россия и Белоруссия), где работа во вредных и опасных условиях компенсируется более ранним приобретением пенсионных прав.
    В других станах таким специалистам ограничивают длительность работы во вредных условиях, чтобы избежать вреда здоровью. Мы же наоборот – вредим здоровью, наделяем правом получать пенсию раньше, и после этого значительная часть таких пенсионеров из-за низкой зарплаты и пенсии, из-за отсутствия других возможностей занятости продолжает работать в тех же условиях. Логики в этом я не вижу.
    Проблемой также является слишком высокий (едва ли не самый высокий в мире) удельный вес затрат на пенсионное обеспечение в ВВП страны – 17,9% в 2010 году. Это означает, что государство не в состоянии должным образом финансировать другие свои обязательства, включая и социальные – образование, охрану здоровья, благоустройство, даже помощь тем, кто временно утратил трудоспособность. В определенной мере это провоцирует повышенную заболеваемость и смертность населения.
Категория: Пенсионная реформа | Добавил: Mother_Hobbit (2012-01-24)
Просмотров: 1352 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]