Что нужно знать молодежи о
накопительной системе пенсионного страхования
Благодаря реформированию системы пенсионного обеспечения в
Украине (т.е. введение трехуровневой системы) выгоды будут иметь не только
граждане, но и государство в целом. На сегодня у нас работает первый уровень
(солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования)
и третий (система негосударственного пенсионного обеспечения). Второй уровень
(накопительная система общеобязательного государственного пенсионного
страхования) пока не введен.
После принятия Закона Украины «О мерах относительно законодательного
обеспечения реформирования пенсионной системы», который вступил в силу с 1
октября 2011 года, большинство разговоров ведется вокруг изменений в солидарной
системы пенсионного обеспечения. О введении государственного накопительного
пенсионного обеспечения говорят очень мало. А стоило бы. Ведь именно
накопительные пенсии - единственный путь, который сейчас существует в развитых
странах для решения проблемы достойного обеспечения граждан в старости. Ни одна
солидарная система пенсионного обеспечения эту проблему не решает.
Введение накопительных государственных пенсий и эффективность работы этой
системы требует не только большой организационной работы от государства,
постоянного профессионального контроля за становлением и развитием системы, но
требует также активного участия граждан, сознательной позиции, понимания, как
работает система, как ею пользоваться. Участник этой системы должен знать свои
права и пользоваться ими, контролировать и требовать их соблюдения. Именно
тогда система государственного накопительного пенсионного обеспечения будет
эффективной для каждого человека.
Участниками накопительной системы общеобязательного государственного
пенсионного страхования будут лица, которые подлежат общеобязательному
государственному пенсионному страхованию в соответствии с Законом Украины «Об
общеобязательном государственном пенсионном страховании», которым на дату
введения перечисление страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд
исполнилось не более 35 лет и которые платят взносы (или за которых
уплачиваются взносы) в накопительной системы пенсионного страхования.
Основным условием начала функционирования второго уровня считается достижения
бездефицитности бюджета Пенсионного фонда Украины. Для этого необходимо
стабилизировать финансовое состояние солидарной пенсионной системы, которая
формирует первый уровень отечественной пенсионной модели.
Размер страхового взноса на дату внедрения системы предполагается установить в
размере 2 процента. Планируется ежегодное повышение процентов до 7 процентов.
То есть, те взносы, которые сейчас все направляются в солидарную систему, будут
разбиваться на две части - в солидарную и накопительную.
Администрирование страховых взносов накопительной системы планируется
осуществлять через Пенсионный фонд Украины, который будет обязан вести по
каждому застрахованному лицу учет средств, аккумулированных в Накопительном фонде,
и предоставлять застрахованным лицам информацию о накопленных сумм на лицевом
счете участника накопительной системы. Для улучшения администрирования
пенсионной системы с 1 января 2011 года в Украине был введен единый социальный
взнос. Его введение повышает роль Пенсионного фонда Украины в системе
государственного социального страхования. Данное финансовое учреждение в
современных условиях регистрирует плательщиков, принимает отчетность и
контролирует своевременность уплаты взносов, проводит проверки. Это означает,
что все участники государственного социального страхования отныне будут
взаимодействовать по начислению и уплаты взносов только с одним государственным
органом в стране - Пенсионным фондом.
Участники второго уровня будут иметь право выбирать негосударственные
пенсионные фонды, в которых будут накапливаться их пенсионные средства, через 2
года после введения уплаты страховых взносов в накопительную систему
общеобязательного государственного пенсионного страхования.
Таким образом, наибольшую выгоду получат молодые лица, которые на момент
введения отчислений в Накопительный фонд начнут свою трудовую деятельность и до
достижения пенсионного возраста смогут накопить значительную сумму средств и,
соответственно, будут иметь возможность получить высокий размер пожизненной
пенсии.
Стоит отметить, что величина дополнительной пенсии второго накопительного
уровня находится в прямой зависимости от суммы накопленных средств в
Накопительном фонде, поэтому будет заинтересованность в том, чтобы сумма
средств в указанном фонде была как можно больше. Во-вторых, внедрение
накопительной пенсионной системы будет стимулировать граждан делать для себя
пенсионные накопления и не скрывать свою заработную плату (доход). Средства,
аккумулированные в Накопительном фонде, будут являться собственностью
исключительно каждого застрахованного лица. В случае смерти лица, эти средства
будут передаваться наследникам. Солидарной пенсионной системой такой
возможности не предусмотрено.
Большинство специалистов в сфере пенсионного обеспечения считают, что введение
накопительного уровня пенсионной системы позволит:
- обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам, будет стимулировать уплату
пенсионных взносов работающими, создаст мощный источник для внутренних
инвестиций;
- диверсифицировать источники получения лицом доходов при достижении им
пенсионного возраста и привлечь дополнительные инвестиции в экономику
государства;
- создать мощный стимул для развития национального фондового рынка.
В настоящее время внимание должно быть сосредоточено именно на создании
институциональных компонентов функционирования накопительной системы, в
частности, системы учета взносов и их инвестирования, системы распространения
информации о состоянии лицевых счетов и общие итоги деятельности, на информационно
— разъяснительной работе с населением и т.д.
|