Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Среда, 2024-04-24, 0:35 AM
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Категории раздела

ЧаВо по негосударственному пенсионному обеспечению [81]
Часто задаваемые вопросы по НПО
ЧаВо по пенсиям [372]
Часто задаваемые вопросы о пенсиях в свете реформы пенсионного законодательства с октября 2011 года
Разное [10]
Ответы на другие вопросы

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

ЧаВо

Главная » ЧаВо

ЧаВо по негосударственному пенсионному обеспечению [81]
Часто задаваемые вопросы по НПО
ЧаВо по пенсиям [372]
Часто задаваемые вопросы о пенсиях в свете реформы пенсионного законодательства с октября 2011 года
Разное [10]
Ответы на другие вопросы

Я мать пятерых детей. Объясните, законно ли отказывать мне в назначении пенсии при наличии у меня стажа в 25 лет? Отказ мотивируют тем, что у меня нет регистрации, но есть справка о месте проживания.

 — Отсутствие регистрации не может быть причиной для отказа в назначении пенсии. Вам надо обратиться в местное управление Пенсионного фонда для получения консультации и необходимой помощи в оформлении документов, необходимых для назначения пенсии.


Я написал заявление о начислении пенсии и подал весь пакет документов в Пенсионный фонд 18 августа этого года. До сих пор пенсия не начислена. Комиссия рассматривает предоставленные документы о моем льготном стаже по 2-му списку уже более 2 месяцев. Скажите, по какому закону, старому или новому, мне будет начислена пенсия, если зарегистрировано заявление 18 августа 2011 г. т.е. до 1 октября 2011 г., когда вступает в силу новый закон? Существует ли какой-то срок рассмотрения комиссией документов, подтверждающих льготный стаж по 2 списку?

 — Если бы вы имели на руках все документы, необходимые для назначения пенсии, то вы могли обратиться в Пенсионный фонд без комиссии, и при этом срок рассмотрения вашего заявления составил бы 10 дней. Из вашего вопроса следует, что всех документов у вас нет, из-за чего вы должны были обратиться в комиссию. Срок рассмотрения документов комиссией должен составлять 2 месяца с момента вашего обращения (для вас это 18 октября). Это оговорено в постановлении правления Пенсионного фонда Украины от 10 ноября в 2006 г. №18-1. Если комиссия примет решение 18 октября, то пенсия будет назначена вам в соответствии с изменениями, вступившими в силу 1 октября 2011 года.

 


«Мой выход на пенсию по возрасту предполагается с 2 января 2016 г. Я правильно понимаю, что все заработки до 2000 г. уже не будут иметь значения в этом случае?»

 Зарплата до 1 июля 2000 года может быть учтена для расчета пенсии только до 1 января 2016 года, при условии подтверждения информации справкой о доходах. После 1 января 2016 года при расчете пенсии можно будет учесть зарплату за любые 60 месяцев страхового стажа до 1 июля 2000 года, но только если ваш страховой стаж, начиная с 1 июля 2000 года, составляет менее 60 месяцев.


«Я родилась 25 декабря 1957 года. Общий страховой стаж — 35 лет. С 50 лет получаю пенсию как мать ребенка-инвалида. И 1 декабря 2012 года исполняется 10 лет моего пребывания на госслужбе. Могу ли я в 55 лет перейти с пенсии по возрасту на пенсию госслужащего, уволившись по причине невозможности исполнения служебных обязанностей в связи с состоянием здоровья?»

 Вы имеете право на пенсию по Закону Украины «О государственной службе» в возрасте 56 лет и 6 месяцев. В вашей ситуации вы можете перейти на пенсию госслужащего в 55 лет в случае увольнения не более чем за 1,5 года до достижения пенсионного возраста по состоянию здоровья. У вас есть страховой стаж, необходимый для этого (минимальный стаж для пенсии по возрасту для госслужащего составляет 30 лет для женщин).


«Я женщина, имею подземного стажа 32 года, из них 4 года престижного труда на должности горного мастера, и 28 лет стажа нормировщика. Мой общий стаж — 44 года. Как будет рассчитываться моя пенсия?»

 Год работы в тяжелых условиях считается как 2 года. Женщины, на которых распространяется Закон «О повышении престижности шахтерского труда», или же занятые полный рабочий день под землей обслуживанием лиц, на которых распространяется Закон «О повышении престижности шахтерского труда», и имеющие не менее 7,5 года работы в данных условиях, получают пенсию в размере 80% от средней зарплаты шахтера, но не менее трех прожиточных минимумов для нетрудоспособных. Но подземного стажа у вас только 4 года. Этого не хватает для повышенной пенсии.



Засчитывается ли в страховой стаж время ухода за ребенком до 3-х и до 6-ти лет? Засчитывается ли период неоплачиваемого отпуска по уходу за ребенком  до 6-ти лет в льготный стаж и в стаж по выслуге лет?.

     Согласно статье 24 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», вступившего в силу 01.01.2004 г., страховой стаж — период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не меньше минимального страхового взноса.
     В соответствии со статьей 11 указанного Закона общеобязательному государственному пенсионному страхованию подлежат лица, которые в соответствии с законами получают, в частности, пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
     Периоды трудовой деятельности и другие периоды, которые засчитывались в стаж работы для назначения пенсии до вступления в силу данного Закона, засчитываются в страховой стаж в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, действовавшим ранее.
     Статьей 56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» предусмотрено, что время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не дольше, чем до достижения каждым ребенком 3-летнего возраста засчитывается в стаж работы.
     В соответствии со статьей 181 Кодекса законов о труде Украины отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (в случае если ребенок нуждается в домашнем уходе, на основании медицинского заключения, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста) засчитываются как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
     Страховой стаж исчисляется территориальными органами Пенсионного фонда в соответствии с требованиями этого Закона по данным, содержащимся в системе персонифицированного учета, а за периоды до введения системы персонифицированного учета — на основании документов и в порядке, определенном законодательством, действовавшим до вступления в силу данного Закона.
     Следовательно, время ухода за ребенком в период до 01.01.2004 года засчитывается в страховой стаж неработающей матери (до достижения им 3-летнего возраста) или работающему лицу, которому в установленном законом порядке предоставлен соответствующий отпуск по уходу за ребенком до 3- и 6-летнего возраста.
     Начиная с 01.01.2004 года время ухода за ребенком, в данном случае до достижения им 3-летнего возраста, засчитывается в страховой стаж в случае получения соответствующего пособия (по данным, содержащимся в системе персонифицированного учета).
    Согласно статье 14 страхователями таких лиц в соответствии с указанным выше Законом являются предприятия, учреждения, организации, воинские части и органы, выплачивающие пособие.
Время неоплачиваемого отпуска по уходу за ребенком с 3-х до 6 лет не засчитывается в страховой стаж.
Относительно исчисления специального и льготного стажа сообщаем.
     Согласно части 16 Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» положения Закона Украины «О пенсионном обеспечении» применяются в части определения права на пенсию по возрасту на льготных условиях и за выслугу лет.
     То есть в специальный и льготный стаж, который дает право на пенсию за выслугу лет и на льготных условиях, засчитывается время ухода работающего лица за ребенком до достижения им 3- и 6-летнего возраста (в случае оформления соответствующего отпуска).
 
    При этом страховой стаж для определения размера пенсии исчисляется в вышеупомянутом порядке.
     Что касается зачисления времени ухода за ребенком в стаж государственной службы, то в соответствии с Порядком исчисления стажа государственной службы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 3 мая 1994 г. №283, в стаж государственной службы включается также, в частности, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а в исключительных случаях, если по медицинским показаниям ребенку необходим домашний уход, — период дополнительного отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком возраста шести лет.

Вопрос:Как изменится размер пенсий после вступления в силу реформы?

Ответ — никак, так как формула расчета остается прежней. Как и раньше, с 1 октября она будет считаться так: коэффициент зарплаты (ваш средний заработок/средняя зарплата по стране по данным Пенсионного фонда) х стаж х 1,35% (оценка одного года страхового стажа) х средняя зарплата по стране по данным Пенсионного фонда = пенсия. Правда, если сейчас берется средняя зарплата по стране за год, предшествующий выходу на пенсию, то с 1 января в расчете будет фигурировать зарплата за 3 года, предшествующих выходу на пенсию. Но на размер пенсии это никоим образом не повлияет. Судите сами.

Для примера возьмем расчет пенсии для женщины, у которой средняя зарплата за все годы работы получилась 4000 грн. и которая имеет стаж 40 лет. Считаем по-старому: 4000 грн./1982,63 грн. (средняя зарплата по стране за 2010 г. по данным Пенсионного фонда) х 40 лет х 1,35% х 1982,63 грн. = 2160 грн.

Считаем по-новому. Вместо 1982,63 грн. в расчете будет фигурировать 2004,07 грн. Это средняя зарплата за 2011 (2379,15 грн), 2010 (1982,63 грн.) и 2009 (1650,43 грн.) годы. Среднюю зарплату за 2011 год мы определили, исходя из допущения, что она прирастет за год на 20%: именно настолько выросла зарплата 1 января 2010 года по сравнению с 1 января 2009 года, как по данным Пенсионного фонда, так и по данным Госкомстата.

Итак, считаем: 4000 грн./ 2004,07 грн. х 40 лет х 1,35% х 2004,07 грн.= 2160 грн. Как видим, никаких изменений. Правда, немного уменьшится надбавка за сверхстаж за счет того, что теперь трудовой стаж для женщин и мужчин увеличивается на 5 лет. Считаем: за каждый год сверхстажа положена надбавка в виде 1% от прожиточного минимума (на сегодня 7,64 грн., с 1 октября — 7,84 грн.).

До реформы мужчине со стажем в 40 лет полагалась надбавка в 76 грн., с учетом 10 лет сверхстажа. После реформы, так как сверхстаж уменьшится до 5 лет, надбавка сократится до 39 грн. (за 10 лет было бы 78 грн.).

«ПОТОЛОК». Еще одно немаловажное новшество — теперь ни одному пенсионеру в Украине — ни президенту, ни нардепу, ни обычному украинцу — не смогут назначить пенсию, которая бы превышала 10 прожиточных минимумов. С 1 октября это 7840 грн., а с 1 января — 8000 грн. Правда, те, кому уже назначены пенсии, могут быть спокойны: их это новшество не касается.


СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ*

* Право на спецпенсии, по которым пенсия должна быть 80% от зарплаты, но не может быть больше 10 прожиточных минимумов, имеют: госслужащие, ученые, депутаты, помощники нардепов, судьи, прокуроры, судебные эксперты, журналисты, таможенники, дипломаты, сотрудники Кабмина, Нацбанка, органов местного самоуправления и судебные эксперты.


«Я работаю по срочному договору на научной должности, одновременно получая научную пенсию. Какую пенсию я буду получать после реформы, продолжив работать: общую по возрасту (т.е. солидарную) или научную? Уменьшится ли размер научной пенсии до уровня солидарной, если пенсионер продолжает работать в должности старшего научного сотрудника?»

— Размер вашей пенсии не уменьшится: после вступления в силу закона все уже назначенные пенсии, какими бы они ни были, будут выплачиваться в том же размере. Изменения предусмотрены только для пенсионеров, выходящих на пенсию после 1 октября 2011 года и получающих спецпенсию. Если человек выйдет на пенсию с 1 октября, но продолжит работать на той же должности, которая дает ему право на получение спецпенсии, он будет получать обычную пенсию. На специальную пенсию в размере 80% от зарплаты он сможет рассчитывать теперь только после увольнения с работы. Еще раз обращаю внимание, что изменение коснется только тех, кто выходит на пенсию после 1 октября 2011 года, и пенсионеров, которые трудоустроятся после 1 октября 2011 года.


«Мой трудовой стаж — 35 лет, из которых 11 лет — госслужба. Кроме того, я инвалид 3-й группы. Имею ли я право получить пенсию госслужащего в 55 лет без вычитания процентов за недостающий стаж?»

— Нет, не имеете. По закону «О госслужбе» для получения права на госпенсию мужчина должен достичь возраста 60 лет, а с 2013 года — 62 лет, иметь страховой стаж в 35 лет, в том числе не менее 10 лет стажа на госслужбе. У вас есть необходимый стаж, но для назначения пенсии госслужащего вам нужно доработать до 60 лет. Отмечу, что для женщин-госслужащих общий пенсионный стаж должен составлять 30 лет, в том числе — 10 лет на госслужбе. Кроме того, нужно учитывать плавное увеличение пенсионного возраста с 55 до 60 лет и для женщин-госслужащих.


«Необходимо ли женщинам, которые находились в Киеве во время аварии и проживают в нем сейчас, работать до 60 лет, или у них будет особенный статус? Как новое пенсионное законодательство оговаривает пенсии для людей, у которых есть карточки «детей Чернобыля»? Будет ли для этих людей какая-либо льгота?»

— Каких-то пенсионных льгот для «детей Чернобылья» или для женщин, находившихся в Киеве во время аварии, пенсионное законодательство не предусматривает. На них распространяется требование и по страховому стажу (30 лет для женщин, 35 лет для мужчин), и по пенсионному возрасту (60 лет для мужчин и для женщин). Но если у вас есть статус «пострадавший от Чернобыльской катастрофы», у вас сохраняется право на сокращение пенсионного возраста. Как пострадавшая от Чернобыльской катастрофы, вы, в зависимости от категории, можете выйти на пенсию на 2—10 лет раньше.



«Матери детей-инвалидов имели право выходить на пенсию в 50 лет. Расскажите, что изменится для них? Какой минимальный трудовой стаж нужен матерям детей-инвалидов, чтобы они получали пенсию? И на какую пенсию они могут рассчитывать? И входит ли в пенсионный стаж неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком от 3 до 6 лет?»

— У матерей детей-инвалидов сохраняется право выхода на пенсию в 50 лет (также это право сохраняется у женщин, родивших 5 и более детей). Для получения права на такую пенсию необходим минимальный страховой стаж — с 1 октября он повышается с 5 до 15 лет. Также, если женщина не работает и получает помощь по уходу за ребенком-инвалидом, в Пенсионный фонд оплачиваются взносы за счет Госбюджета, и этот период начисляется в страховой стаж. Сам порядок начисления стажа не изменился. Если вы ухаживали за ребенком в возрасте от 3 до 6 лет, то этот период будет включен в ваш стаж, если вы в это время пребывали в трудовых отношениях и были в отпуске по уходу за ребенком. Однако такой период вы можете включить в стаж, только если вы были в отпуске по уходу за ребенком до 2004 года. Если вы были в этом отпуске после 2004 года, то эти годы в стаж не идут.


«Расскажите, как по новым правилам считать стаж для присвоения звания «Ветеран труда» — по календарным записям в трудовых книгах или по страховому стажу?»
    
— Звание «Ветеран труда» определяется по страховому стажу, который после 2004 года определяется по данным персонифицированного учета (по данным, которые аккумулируются в базе Пенсионного фонда). Трудовой стаж до 2004 года определяется по трудовой книжке. Напомню, что по закону «О социальной защите ветеранов труда и других граждан престарелого возраста в Украине», ветеранами труда признаются граждане, вышедшие на пенсию и имеющие стаж работы: 40 лет — для мужчин и 35 лет — для женщин.



«Расскажите, кто после реформы получит право на досрочную пенсию?»
    
— Как и ранее, лица, работающие на подземных работах, в особенно вредных или тяжелых условиях получают право на досрочную пенсию за выслугу лет: в 45—50 лет для женщин, и в 50—55 лет для мужчин. Право на пенсию по выслуге лет до достижения пенсионного возраста остается неизменным для работников сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, артистов, спортсменов, работающих в учреждениях коммунальной или государственной формы собственности.



«Расскажите, как будет происходить перерасчет пенсий после реформы?»

— Как и до реформы, с 1 октября 2011 года работающий пенсионер имеет право проводить перерасчет пенсии каждые два года. Если зарплата пенсионера после назначения пенсии была выше той, с которой назначена пенсия, пенсионер может ее учесть при перерасчете пенсии. При этом средняя зарплата по Украине будет учитываться та, которая учитывалась при назначении пенсии. Если же зарплата пенсионера после выхода на пенсию была ниже, чем та, по которой ему назначали пенсию, он сможет при перерасчете учитывать только допстаж.

Например, вы вышли на пенсию в 2009 году. Сама пенсия в 1355,63 грн. определялась, исходя из вашего стажа (40 лет и два месяца), и зарплаты (2500 грн.), которая рассчитана исходя из средней зарплаты по стране за 2008 год (1573,99 грн.) и вашего индивидуального коэффициента зарплаты — 1,588. 1573,99 х 1,588 = 2500 грн. Ваш коэффициент стажа составляет 0,54. К октябрю 2011 года доплата за ваш сверхстаж в 20 лет составит 784 грн. (прожиточный минимум) х 20% = 156,8 грн. Размер пенсии на 1 октября с.г. составляет 1512,43 грн. (1355,63 грн. + 156,8 грн.).
Если вы продолжали работать и получали зарплату, которая уменьшила ваш индивидуальный коэффициент зарплаты, в декабре 2011 года имеет смысл провести перерасчет, учитывая только 24 месяца страхового стажа после пенсии. Тогда полный стаж будет составлять 42 года 2 месяца, коэффициент стажа — 0,57. И после перерасчета вы получите пенсию в 1599,13 грн. (2500 х 0,57 = 1423,13 грн. + 176 грн. (800 грн. прожиточного минимума х 22% за сверхстаж).


«После вступления в силу реформы будут ли госслужащие, выходящие на пенсию, по-прежнему получать разовую помощь в размере 10-кратного оклада?»

—Да, будут. Каких-либо изменений по выплате денежной помощи в размере 10 месячных окладов при выходе на пенсию госслужащего реформа не предусматривает.



«Я всю жизнь работал в школе учителем, этой осенью выхожу на пенсию. Моя супруга — экономист в научно-исследовательском институте — выйдет на пенсию в 2012 году. Мы оба имеем право на одноразовую помощь в размере 10 пенсий? Какие условия для ее получения?»

— Да, вы оба имеете право на эту одноразовую помощь. Напомню, что она будет выплачиваться лицам, которые в день достижения пенсионного возраста работают в учреждениях государственной или коммунальной формы собственности, являясь сотрудниками сферы образования, здравоохранения, социальной защиты. Также это относится к артистам и спортсменам. Согласно с Пенсионной реформой, денежная помощь в размере 10 месячных пенсий будет выплачиваться за счет Госбюджета после назначения пенсии по возрасту. В расчет берется размер пенсии на день ее назначения. Сами выплаты будут проходить только после 1 октября 2011 года. Обязательным условием получения разовой выплаты в размере десяти пенсий является специальный стаж в 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, а также тот факт, что обратившиеся за выплатой ранее не получали никаких пенсий.



«В августе и сентябре я получал одинаковую пенсию по возрасту. С 1 октября в Украине увеличили прожиточный минимум и объявили об увеличении пенсий в среднем на 20 грн., а у меня пенсию уменьшили на 20 грн. В Пенсионном фонде говорят, что работающим пенсионерам не положено увеличение. А почему уменьшили — тоже не могут объяснить. Пожалуйста, ответьте: полагается ли увеличение пенсии для работающих пенсионеров и на сколько? На каких основаниях могли уменьшить размер моей пенсии?»

— С 1 октября для работающих пенсионеров перерасчет пенсий с учетом новых показателей прожиточного минимума проводиться будет только после увольнения с работы. Но законом «О мероприятиях по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» предусмотрено, что если вследствие принятия Закона размер пенсии уменьшается, то пенсия выплачивается в ранее установленном размере. Поэтому никаких вариантов снижения размера пенсии с 1 октября нет. В вашей ситуации следует обратиться в местное управление Пенсионного фонда для выяснения причин уменьшения пенсии.



«Мне — 53 года (8.06.1958). С 2007 года я получаю пенсию по 3-й группе инвалидности. Работу я не прерывала. При выходе на пенсию по возрасту в расчете будет браться в учет коэффициент текущего на тот момент года или же года 2007-го, когда мне была назначена пенсия по группе инвалидности?»

— Если на момент назначения пенсии по возрасту у вас будет не менее 24-х месяцев страхового стажа после назначения или предыдущего перерасчета пенсии, то ваш заработок для назначения пенсии по возрасту будет определяться, исходя из средней зарплаты по Украине за три календарных года, предшествующих году обращения за пенсией по возрасту.

Если же у вас не будет 24 месяцев страхового стажа после назначения или предыдущего перерасчета пенсии, то в формуле расчета пенсии по возрасту будет учитываться показатель средней зарплаты, который учитывался при назначении (или последнем перерасчете) пенсии.



Как пенсионная реформа изменит право на досрочный выход на пенсию и на размер пенсии артистов балета?

— Артисты балета по-прежнему при наличии специального стажа не менее 20 лет имеют право на пенсию по выслуге лет. Пенсионная реформа это право не отменяет. Если же артист балета не воспользовался правом на пенсию по выслуге лет, то при выходе на пенсию на общих основаниях он получит право на компенсацию — в размере десяти месячных пенсий на момент назначения пенсии. Для этого у него должен быть страховой стаж не менее 35 лет, если же речь идет о женщине — 30 лет. А на момент достижения пенсионного возраста человек должен работать в учреждениях коммунальной или государственной формы собственности, например, в одном из национальных или муниципальных театров.


Объясните, на какую пенсию могут рассчитывать вольнонаемные сотрудники вооруженных сил? Могут ли они получать военную пенсию?

— На военную пенсию они рассчитывать не могут. Вольнонаемные работники или служащие ВСУ относятся к той категории граждан Украины, которые работают по трудовым соглашениям в воинских частях, соединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях Вооруженных сил. Гражданскими лицами комплектуются также должности в Вооруженных силах, относящиеся к государственной службе. Указанные лица не относятся к военнослужащим, поэтому их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Законами Украины «Об обязательном государственном страховании» или «О государственной службе» в зависимости от должности, которую они занимают. То есть получать они могут или пенсию на общих основаниях, или пенсию госслужащего.



Пожалуйста, объясните такой вопрос: можно ли работать и получать пенсию, если: 1) мне, женщине, работнику культуры, 6 ноября 2011 года исполняется 55 лет? 2) моему супругу, не госслужащему, 22 декабря 2011 исполняется 60 лет?

— Пенсионная реформа не меняет порядок выплаты пенсии работающим пенсионерам, получающим пенсию по закону «Об общегосударственном пенсионном обеспечении», т.е. на общих основаниях. Поэтому ваш муж пенсию будет получать в полном объеме, вне зависимости от зарплаты. Исключение — люди, получающие пенсию по выслуге лет. Такие пенсии не выплачиваются в период работы на должностях, дающих право на эту пенсию. Т.е. если вы получаете пенсию по выслуге лет и продолжаете работать в этой сфере, то получать одновременно пенсию и зарплату вам нельзя. Также отмечу, что женщины, родившиеся с 1.10.1956 г. по 31.03.1957 г., имеют право на пенсию по возрасту на общих основаниях после достижения 55 лет и 6 месяцев. Только с этого возраста вы сможете получать пенсию на общих основаниях и одновременно работать, но если по вашему заявлению вас переведут на пенсию по возрасту.


Засчитывается ли в трудовой стаж период обучения в вузе с 1 сентября 1972 г. по 17 июня 1977 г. и период обучения в аспирантуре с отрывом от производства (стационар) в период c 05 января 1978 г. по 31 декабря 1980 г.?

— Да, согласно части третьей статьи 24 Закона 1058 и статьи 56 Закона «О пенсионном обеспечении», ваши периоды обучения в вузе и в аспирантуре будут засчитываться в ваш стаж. (Это касается только времени обучения до 1 января 2004 года. Период обучения в вузе с 1 января 2004 года засчитывается в стаж только при условии добровольного отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд за этот период.)


Мне 48 лет, я пенсионер МВД со страховым стажем 30 лет. Уволилась в августе 2009 года по выслуге лет. После оформления пенсии продолжаю работать. В августе 2011 года я обратилась в Пенсионный фонд Киевской области с просьбой сделать перерасчет пенсии, так как прошло 2 года с момента оформления мной пенсии. Инспектор фонда мне отказала, мотивируя свой отказ тем, что работающим пенсионерам перерасчет не положен, так как индексация начисляется по месту работы к заработной плате, а для перерасчета пенсии я должна предоставить трудовую книжку с записями о том, что я уволилась, только в том случае сделают перерасчет. Правомерны ли действия инспектора? Если нет, то какие документы необходимы для перерасчета?

— Действия инспектора правомерны, так как вы получаете военную пенсию, для которой предусмотрен специальный порядок перерасчета. Как следует из вашего вопроса, пенсия вам назначена за выслугу лет в органах внутренних дел, в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых иных лиц». А данный вид пенсии подлежит перерасчету в связи с изменением хотя бы одного из видов денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих. То есть перерасчет проводится не раз в 2 года, как для обычных пенсий, а только при изменении размера денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, проходящих военную службу и службу в органах внутренних дел. Последнее изменение денежного довольствия, а также перерасчет органами Пенсионного фонда ранее назначенных пенсий было произведено с 1.01.2008 года, в соответствии с постановлением Кабмина от 7.11.2007 года №1294.



«Я родилась в сентябре 1957 г. Мой общий страховой стаж 37 лет. Работаю в исполкоме городского совета с 1984 г., выслуга на госслужбе 27 лет. На уменьшении максимального размера пенсии с 90% до 80% я уже потеряла минимум 300 грн из суммы предполагаемой пенсии. По новому пенсионному закону мне полагается переработать лишний год и идти на пенсию в 56 лет. Увеличится ли при этом моя пенсия на 0,5% за каждый переработанный месяц?».

Законодательством предоставлено право выбора закона, по которому назначается пенсия пенсионеру, который имеет право на ее назначение по различным основаниям. Норма о повышении на 0,5% пенсии женщинам, которые родились в период до 31 декабря 1961 года, предусмотрена ст. 29 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и применяется для пенсий, которые назначаются и рассчитываются по нормам этого закона. Если же вы выбрали для начисления вашей пенсии Закон «О государственной службе», то вам следует знать, что он не предусматривает увеличения пенсии женщинам в связи с повышением пенсионного возраста.


«Я шахтер. Подземный стаж 23 года. Выхожу на пенсию и продолжаю работать проходчиком. Буду ли я иметь право получать в полном объеме и пенсию и зарплату?».

Да, будете. Законодательством не предусмотрено никаких ограничений по выплате пенсий, назначенных согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», для работающих пенсионеров.


«В январе 2011 г. оформил пенсию по старому закону. Но мою работу по совместительству на 4-х предприятиях не учли, т.к. не было подтверждающих документов. Позже я обратился на эти предприятия, получив такие документы. Повлияют ли они на размер моей пенсии и по какой методике она должна рассчитываться?»

Вам пенсия была назначена до 1 октября 2011 г. Поэтому механизм расчета надбавки за сверхнормативный стаж изменится, только если вам пересчитают пенсию с учетом зарплаты за периоды страхового стажа после назначения (предыдущего пересчета) пенсии. В вашем случае размер надбавки за сверхнормативный стаж устанавливается за каждый полный год страхового стажа свыше 25 лет. Увеличение же зарплаты приведет к увеличению пенсии.


«Я выхожу на пенсию в январе 2012 г., имею 38 лет стажа. Могу ли я исключить как невыгодный период с 2008 по 2011 гг.?»

Да, можете. Порядок определения зарплаты для исчисления пенсии изложен в ст. 40 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Из периода, за который учитывается зарплата для исчисления пенсии, могут исключаться любые периоды до 60 календарных месяцев страхового стажа подряд (невыгодные для расчета), но не более 10% от него.


«Я офицер запаса и мне по долгу службы приходилось служить в отдаленных гарнизонах. Там не было возможности трудоустроить жену, поэтому у нее практически нет трудового стажа. Что предусматривает пенсионная реформа для таких женщин?»

Для назначения пенсии по возрасту женщинам необходимо как минимум 15 лет страхового стажа. При этом напоминаем, что периоды проживания жен офицеров с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, до 1.01.2004 входят в стаж для назначения пенсии, но не более 10 лет. Эти периоды подтверждаются справками, выданными командирами воинских частей, учреждений и организаций в порядке, установленном Минобороны.


«В период с 1.10.2005 г. по 25 апреля 2006 г. работал на предприятии, где зарплата не выплачивалась. Запись в трудовой книжке есть. Будет ли этот период засчитан в стаж, если взносы в Пенсионный фонд (ПФ) не платились, поскольку зарплата не начислялась? Можно ли в 2011-2012 гг. уплатить взносы в ПФ за этот период?»

За периоды после 1.01.2004 г. в страховой стаж включаются периоды, в течение которых лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за которые ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не меньшей, чем минимальный. Если сумма страховых взносов меньше, этот период засчитывается к страховому стажу как полный месяц при условии осуществления соответствующей доплаты в порядке, определенном правлением ПФ. Неначисление зарплаты - это нарушение трудового законодательства и должно рассматриваться в порядке, определенном для рассмотрения трудовых споров.


«Я мужчина 1953 г. рождения, 35 лет стажа. Могу ли я выйти на пенсию не по возрасту, а по стажу?»

Выход на пенсию до достижения 60-летнего возраста предусмотрен законодательством только в случае наличия стажа, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет (учителя, медики, военные), за работу во вредных условиях, а также если лицо имеет право на досрочный выход на пенсию на других основаниях, предусмотренных законодательством: участники боевых действий, лилипуты, инвалиды, многодетные матери, прочее.


Какие бывают негосударственные пенсионные фонды? В какой следует обращаться обычному человеку «с улицы»?

В Украине работает три вида негосударственных пенсионных фондов (НПФ), и по Закону «О негосударственном пенсионном обеспечении», менять вид деятельности с одного на другой они не имеют права:

►Корпоративные. Их учредителями являются работодатели, то есть юридические лица. Стать участником такого НПФ могут нынешние или же бывшие сотрудники предприятия.

►Профессиональные. В данном случае перечень учредителей может быть шире: работодатели, профсоюзы или объединение физических лиц. Так или иначе, физлиц-участников такого фонда объединяет направление их работы.

►Открытые. Учредителем такого НПФ может быть любое юрлицо, а участником - любой человек.

По данным регулятора деятельности НПФ - Государственной комиссии регулирования рынка финансовых услуг, по итогам 2010 года в Украине действовал 101 НПФ, из них более 80 - открытые фонды.

Но нужно учесть, что любой желающий (в том числе иностранец и лицо без гражданства) может стать участником одного или нескольких фондов любого вида на личное усмотрение.


Какова схема работы негосударственных пенсионных фондов? За счет чего они получают прибыль или хотя бы не теряют деньги?

По законодательству, функция НПФ состоит в накоплении пенсионных взносов от участников и вкладчиков и последующей выплаты участникам. Для нормальной работы необходимо контролировать три направления, и каждое из них курирует определенная структура:

Администратор НПФ. Он производит учет вкладчиков и участников. Ведет их персональные счета, бухгалтерию фонда и сотрудничает с налоговыми органами.

Компания по управлению активами. Она вкладывает средства фонда в различные проекты и направления, чтобы увеличить доходность средств и уберечь их от инфляции. От того, насколько стабильными будут эти проекты, и зависит сохранность средств на случай того же финансового кризиса.

Банк-хранитель. В этом финучреждении находятся активы НПФ, банкиры об-служивают счета фонда.

Качество работы всего фонда зависит именно от трех перечисленных сфер. То есть, прежде чем обратиться в фонд, следует подробно узнать о финансовом состоянии банка-хранителя и опыте работы компании по управлению активами.


Какое отношение к негосударственным пенсионным фондам имеет государство? Кто гарантирует сохранность в них вкладов?

Полноценную работу трех сфер деятельности НПФ контролируют три госструктуры. Госкомиссия по регулированию рынка финансовых услуг наблюдает за работой администраторов фонда и ее эффективностью. Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку курирует компанию по управлению активами, а НБУ - банк-хранитель.

Однако, кроме контроля со стороны государства, в НПФ есть еще и контроль со стороны учредителей - его осуществляет Совет НПФ. В него входят представители учредителей, которые должны пройти специальное обучение в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и получить соответствующий сертификат.

Именно Совет НПФ выбирает инвестиционную политику фонда, может менять компанию по управлению активами или банк. По законодательству, работу НПФ и компаний, которые его обслуживают, ежегодно должны проверять независимые аудиторы.

Следует учесть, что возвратом вкладов государство не занимается, и специальная статья в госбюджете для этого не предусмотрена. Ответственность лежит на частных структурах, но они заинтересованы в доходности вкладов, диверсифицируют риски (то есть распределяют средства между несколькими инвестиционными проектами).

В законодательстве прописано, в какие именно направления и в каких объемах НПФ должен вкладывать свои активы:
•    Облигации госзайма - 50%;
•    Депозиты в банке - 40% (но не более 10% в каждом финучреждении);
•    Акции украинских компаний - 40%;
•    Облигации украинских эмитентов - 40%;
•    Ипотечные ценные бумаги - 40%;
•    Ценные бумаги зарубежных эмитентов - 20%;
•    Недвижимость и банковские металлы - по 10%;
•    Акции одного эмитента  и другие активы - по 5%.

С одной стороны, большинство украинцев склонно во всем искать поддержку государства, но даже опыт вкладчиков Сбербанка СССР показывает, что возврат денег руководство страны не всегда может гарантировать.

В случае с негосударственным пенсионным обеспечением финансовая заинтересованность фонда и функция надзора, которую выполняет государство, и являются главной гарантией для будущих пенсионеров.
Но вкладчики и участники НПФ должны знать, что в любой момент они имеют право получить любую интересующую их информацию о работе фонда: куда вложены деньги, в каком банке хранятся и т. д.


Какие виды пенсий можно получить в негосударственном пенсионном фонде? Как в этом случае определяется пенсионный возраст?

В НПФ можно получить три вида пенсионных выплат:
•    Пенсия на определенный срок. То есть администратор фонда начинает выплаты с того момента, как участник НПФ достиг пенсионного возраста и продолжает их определенное контрактом время.
•    Одноразовая пенсионная выплата. Деньги можно получить в случае резкого ухудшения здоровья или инвалидности, выезда на ПМЖ за границу, смерти участника фонда.
•    Пожизненная пенсия. Выплаты проводит страховая компания, если в соответ-ствии со своим пенсионным контрактом участник фонда заключил с ней договор.
•    Пенсионный возраст участник фонда определяет в контракте, и он может быть на 10 лет больше или меньше, чем тот, который определяет законодательство об общеобязательном пенсионном обеспечении.



 Кем внедряется негосударственное пенсионное обеспечение?

Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется:
1. пенсионными фондами путем заключения пенсионных контрактов между администратором и пенсионным фондом, и вкладчиками таких фондов в соответствии с действующим законодательством;
2. страховыми организациями путем заключения договоров страхования пожизненной пенсии, страхования риска наступления инвалидности или смерти участника фонда в соответствии с данным Законом и законодательством о страховании;
3. банковскими учреждениями путем заключения договоров об открытии пенсионных депозитных счетов для накопления пенсионных сбережений в пределах суммы, определенной для возмещения вкладов Фондом гарантирования вкладов физических лиц, что устанавливается по закону.



 Какие условия начала деятельности негосударственного пенсионного фонда?

Учредители пенсионного фонда обязаны на протяжении трех месяцев со дня регистрации пенсионного фонда сформировать состав совета фонда в соответствии с действующим законодательством.
Совет фонда должен заключить договора об администрировании пенсионного фонда с администратором, который имеет лицензию на осуществление деятельности по администрированию пенсионных фондов, с компанией по управлению активами или с другим лицом, которое получило лицензию Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку на осуществление деятельности по управлению активами и с хранителем пенсионного фонда.
Заключение пенсионных контрактов и получение пенсионных взносов на счет пенсионного фонда до выполнения указанных требований запрещается.


 Кто контролирует деятельность фонда (сохранение средств участника)?

Первый уровень контроля обеспечивается государством через Государственную комиссию по регулированию рынков финансовых услуг, Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рыку, Национальный банк Украины и другие органы в пределах их компетенции.

Второй уровень контроля реализуется Советом негосударственного пенсионного фонда, через контроль Администратора, Компании по управлению активами и Хранителя.

Третий уровень контроля осуществляется на профессиональном уровне. Такой контроль осуществляет банковское учреждение, которое является Хранителем негосударственного пенсионного фонда и Аудитор пенсионного фонда.

Четвертый уровень контроля обеспечивают Администратор пенсионных фондов и Компания по управлению активами. Этот контроль является внутренним, но повседневным и постоянным.

Пятый уровень контроля — это контроль, который осуществляется непосредственно вкладчиками и участниками в соответствии с законодательством и условиями пенсионного контракта или договора, о выплате пенсий на определенный срок.


 Какие пенсии выплачивает негосударственный пенсионный фонд?

Негосударственный пенсионный фонд осуществляет следующие виды пенсионных выплат – это пенсия на определенный срок и одноразовая пенсионная выплата.
Пенсия на определенный срок осуществляется администратором фонда по достижению участником фонда пенсионного возраста, определенного в соответствии с пенсионным контрактом и заявлением участника пенсионного фонда.
Одноразовая пенсионная выплата осуществляется администратором фонда по требованию участника фонда или в случае:

•медицинского подтверждения критического состояния здоровья (онкозаболевание, инсульт и тому подобное) или наступления инвалидности участника фонда;
•когда сумма надлежащих участнику фонда пенсионных средств на дату наступления пенсионного возраста участника фонда не достигает минимального размера суммы пенсионных накоплений, установленного Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины;
•выезду участника фонда на постоянное проживание за пределы Украины;
•смерти участника фонда.
Также, участник негосударственного пенсионного фонда имеет право на получение пожизненной пенсии. Пожизненная пенсия выплачивается участнику пенсионного фонда страховой организацией, с которой участник с учетом требований законодательства Украины и пенсионного контракта заключил договор страхования пожизненной пенсии, за счет денежных средств, перечисленных страховой организации из пенсионного фонда.



 Как определяется пенсионный возраст участника?

Пенсионный возраст, после достижения, которого участник имеет право на получение пенсионной выплаты, определяется по заявлению участника фонда, кроме случаев, когда пенсионный возраст определяется пенсионным контрактом в соответствии с законом, который устанавливает обязательность отчислений на негосударственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан.

Пенсионный возраст может быть меньше или большим от возраста, который предоставляет право на пенсию по общеобязательному государственному пенсионному страхованию, но не более чем на 10. Но после приобретения участником пенсионного фонда права на получение пенсии по инвалидности по общеобязательному государственному пенсионному страхованию он имеет право определить свой пенсионный возраст раньше, чем это предусмотрено действующим законодательством Украины.


Есть ли ограничение к размеру пенсионных взносов?

Согласно условий пенсионной схемы вкладчик фонда при заключении пенсионного контракта самостоятельно определяет размер пенсионных взносов, которые будет платить в интересах участников фонда. Но совет пенсионного фонда имеет право установить минимальный размер пенсионного взноса в интересах одного участника фонда – 10 (десять) процентов минимальной заработной платы в расчете на один месяц.
Максимальный размер пенсионного взноса не ограничивается.


 Как определяется размер негосударственной пенсии?

Размер пенсионных выплат определяется исходя из сумм пенсионных средств, которые учитываются на индивидуальном пенсионном счете участника фонда, длительности выплаты, формулы расчета размера пенсии на определенный срок согласно методики, утвержденной Государственной комиссией по регуляции рынков финансовых услуг Украины.

B = Sr / n,
где:
B – размер очередной пенсионной выплаты, которая начислена участнику фонда;
n – количество пенсионных выплат, которые остались к окончанию общего срока выплаты пенсий;
Sr – стоимость пенсионных средств, которые учитываются на индивидуальном счете участника на дату расчета пенсионной выплаты;

Расчет размера пенсии на определенный срок в любым другим способом запрещается.



 На протяжении, какого времени участник будет получать пенсию?

Срок, на протяжении которого будут осуществляться пенсионные выплаты, определяет сам участник фонда, исходя из срока не менее как десять лет от начала осуществления первой выплаты и из методики вычисления размера пенсии, утвержденной Государственной комиссией по регуляции рынков финансовых услуг Украины (ежемесячная сумма пенсионных выплат, на протяжении не меньше чем 10 лет, должна составлять 50% минимального прожиточного минимума).


 Как выплачивается негосударственная пенсия?

Пенсия выплачивается по Вашему желанию в отделениях банка, путем перечисления средств на личный счет.


Наследуется ли пенсия, и что получает наследник?

Наследование пенсионных средств участника пенсионного фонда осуществляется в случае установления факта смерти участника пенсионного фонда. Пенсионные средства наследуются лицом (лицами), которые являются наследниками владельца средств в соответствии с гражданским законодательством Украины. Наследник получает всю сумму накопленных участником средств, но за вычетом суммы налога на наследство.


Облагается ли налогом пенсионные выплаты участников?

Пенсионные выплаты не облагаются налогом, если участник негосударственного пенсионного фонда достиг возраста 70 лет или участник негосударственного пенсионного фонда имеет инвалидность I группы. В других случаях, не предусмотренных действующим законодательством, налогообложение доходов участников негосударственного пенсионного фонда на момент выплат осуществляется на сумму 60% выплаты за ставкой 15% налогообложения доходов физических лиц.


Что произойдет со средствами работника (участника), если предприятие ликвидируется и (или), рабочий попадет под сокращение?

Во-первых:
все накопленные пенсионные средства в сумме размера пенсионных взносов, которые оплачены в интересах участника фонда, и распределенной на его пользу прибыли (убытка) пенсионного фонда, являются собственностью участника фонда, которой он распоряжается по закону Украины «О негосударственном пенсионном обеспечение».

Во-вторых:
если работодатель, который делал взносы в интересах работника (участника), был вкладчиком открытого НПФ то после возникновения данной ситуации участник может остаться в данном фонде, заключив новый пенсионный контракт уже в качестве вкладчика, или перевести надлежащие ему средства в другой пенсионный фонд, страховую организацию или банковское учреждение; если работодатель, который делал взносы в интересах работника (участника), был вкладчиком корпоративного НПФ то после возникновения данной ситуации участник должен перевести надлежащие ему средства в другой пенсионный фонд, страховую организацию или банковское учреждение.



Какие возможности открываются перед предприятием благодаря использованию негосударственных пенсионных программ?

Возможность, благодаря льготному налогообложению, относительной экономии на налоге на прибыль, которая возникает в связи с тем, что пенсионные взносы в размере 15% ФОП (но не более чем - 1.4 Х Минимального прожиточного минимума в год на одного участника НПФ), что платятся работодателем в интересах своих работников относятся на валовые расходы предприятия, а следовательно, уменьшают финансовый результат и, соответственно, сумма налоговых обязательств такого работодателя по налогу на прибыль.
Также это оптимизация расходов на социальные и инвестиционные программы, с помощью льготного налогообложения, привлечения на долговременный срок части пенсионных накоплений пенсионного фонда, для решения заданий модернизации и развитию производства, получения долгосрочного внутреннего инвестиционного ресурса с меньшими расходами времени и средств (прибыли), усиления социальной защиты работников, осуществления эффективной кадровой политики, уменьшения оттока профессиональных кадров, повышения трудовой дисциплины и заинтересованности работников в долгосрочных результатах работы.
В конечном итоге, внедрив пенсионную программу, компания повысит свою конкурентоспособность на рынке труда и приобретет имидж социально–ориентованой организации. Этот фактор, безусловно, привлечет инвесторов, и будет содействовать развитию бизнеса.


 Ответственность компании по управлению активами перед фондом в случае неудачного размещения пенсионных активов?

КУА несет ответственность перед негосударственным пенсионным фондом за выполнение своих обязательств и убытки, нанесенные пенсионным фондам, в результате нарушения законодательства, положений инвестиционной декларации пенсионного фонда, или договоров об управлении активами пенсионных фондов, всем имуществом, которое принадлежит ему на праве собственности.

Убытки, нанесенные участникам фонда в результате нарушений, осуществленных  компанией по управлениям активами, возмещаются за счет резервного фонда компании, а в случае недостаточности резервного фонда – за счет другого имущества компании.



Куда инвестируются пенсионные взносы, оплаченные в негосударственные пенсионные фонды?

Статьей 49 Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» (N 1057-IV от 09.07.03) предусмотрены такие ограничения относительно инвестирования пенсионных активов:
•в государственные ценные бумаги, доходы по которым гарантированны КМУ — не больше 50% общей стоимости пенсионных активов;
•в ценные бумаги Автономной республики Крым и облигации местных ссуд, доходы по которым гарантированны Советом министров АРК — не больше 20% от общей стоимости пенсионных активов;
•на банковских депозитных счетах и в сберегательных сертификатах банков можно держать не больше 40 % общей стоимости пенсионных активов (при этом не больше 10% общей стоимости пенсионных активов в обязательствах одного банка);
•в облигации предприятий-резидентов Украины — не больше 40% общей стоимости пенсионных активов;
•в акции предприятий-резидентов Украины — не больше 40% от общей стоимости пенсионных активов;
•в ценные бумаги иностранных эмитентов — не больше 20% общей стоимости пенсионных активов;
•в ипотечные ценные бумаги, определенные законодательством Украины — не больше 40% общей стоимости пенсионных активов;
•в объекты недвижимости — не больше 10% от общей стоимости активов;
•в банковские металлы — не больше 10% от общей стоимости активов;
•в другие активы, не запрещенные законами Украины, — не больше 5% от общей стоимости активов;
•приобретать или дополнительно инвестировать в ценные бумаги одного эмитента не больше 5 % общей стоимости пенсионных активов.