Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Четверг, 2024-04-25, 8:42 AM
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Категории раздела

ЧаВо по негосударственному пенсионному обеспечению [81]
Часто задаваемые вопросы по НПО
ЧаВо по пенсиям [372]
Часто задаваемые вопросы о пенсиях в свете реформы пенсионного законодательства с октября 2011 года
Разное [10]
Ответы на другие вопросы

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

ЧаВо

Главная » ЧаВо

ЧаВо по негосударственному пенсионному обеспечению [81]
Часто задаваемые вопросы по НПО
ЧаВо по пенсиям [372]
Часто задаваемые вопросы о пенсиях в свете реформы пенсионного законодательства с октября 2011 года
Разное [10]
Ответы на другие вопросы

Можно ли заключить договор страхования жизни или на случай наступления инвалидности за счет пенсионных взносов?

Работодатели-вкладчики пенсионного фонда, которые осуществляют перечисления взносов в открытый пенсионный фонд в интересах своих работников-участников этого пенсионного фонда, могут осуществлять взносы по добровольному страхованию риска наступления инвалидности или смерти участника фонда. Размер таких взносов не может превышать 1 % взносов, оплаченных открытому пенсионному фонду за каждого участника фонда, при условии, что пенсионный фонд предоставляет возможность приобрести этот вид страхования как составную часть пенсионного контракта.  


     Понятие «страховой стаж» ввели с 1 января 2004 года. Оно определено статьей 24 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
    Согласно ей, страховой стаж — период, на протяжении которого лицо подлежало общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который уплачены взносы в сумме не меньше минимального взноса.
    Таким образом, страховой стаж отличается от общего (трудового) стажа тем, что основанием для его зачета является не трудовая книжка, а данные персонифицированного учета, которыми располагает Пенсионный фонд. А именно: конкретный период, за который предприятием были перечислены взносы за человека в Пенсионный фонд. Если, например, минимальная заработная плата составляет 700 гривен, а взносы в Пенсионный фонд перечислены с меньшей суммы – 350 гривен, то в страховом стаже мы учитываем не полный календарный месяц, а только 15 дней – пропорционально перечисленным взносам.
Кроме того, в страховой стаж для расчета пенсии учитываются периоды трудового стажа до введения в действие вышеуказанного закона.  То есть страховой стаж до 1 января 2004 года учитывается согласно записям в трудовой книжке.



 Как будет начисляться пенсия, согласно новому закону о пенсионной реформе, если по достижении пенсионного возраста, то есть 60 лет, мужчина имеет страховой стаж меньше вновь принятого, то есть не 35 лет, а 34 или 32 года?

    Пенсия будет начисляться пропорционально отработанному стажу. Если до 1 октября этого года, до вступления в силу нового закона, минимальный страховой стаж был 5 лет, то теперь он составляет 15 лет.
   Если у человека есть такой стаж или выше – 20, 30, 32 или 34 года, то пенсия в любом случае будет назначена, отказ Пенсионный фонд не сделает. Но это назначение будет не при полном, а при неполном стаже.
    Если человек достиг пенсионного возраста и имеет неполный страховой стаж, например, 34 года, – он может в 60 лет обратиться за назначением пенсии в районное управление Пенсионного фонда, получать пенсию, отработать год, недостающий до полного стажа, и сделать перерасчет своей пенсии.


 Мне 52 года, не работаю, страховой стаж составляет 20 лет, но на работу нигде не берут. Могу ли я после достижения пенсионного возраста рассчитывать хотя бы на минимальную пенсию?

 На минимальную пенсию – да, можно рассчитывать. Но не более того при таком стаже.  



С какого периода считается сверхнормативный стаж и полагается доплата за него для тех, кто вышел на пенсию по списку № 1: после 20 или 25 лет? (для мужчин).

 Для тех, кому пенсия по списку № 1 была назначена до 1 октября 2011 года, сверхнормативный стаж считался после 25 лет. На то время эта норма была предусмотрена статьей 28 Закона Украины «Об обще-обязательном государственном пенсионном страховании».


Если пенсионер продолжает работать, какая пенсия ему будет выплачиваться: в полном размере или нет?
Если пенсионер уволился с работы, некоторое время не работал, а потом, после 1 октября, вновь устроился на работу, ему будет выплачиваться пенсия в полном объеме или нет?

Работающим пенсионерам пенсия будет выплачиваться в полном объеме.
Единственное: на работающих пенсионеров не будет распространяться массовый перерасчет пенсий при очередном повышении прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц. Это повышение будет действовать только при увольнении с работы – для неработающих пенсионеров.


 Работающий пенсионер уволился с работы в сентябре этого года. Последний перерасчет пенсии был в феврале 2010 года. Будет ли производиться очередной перерасчет с учетом фактически отработанного дополнительного стажа?

Да, будет. Для этого необходимо, чтобы со времени последнего перерасчета пенсии прошло не менее 24 календарных месяцев. То есть в данном случае право на перерасчет возникает в феврале 2012 года. При перерасчете будет добавлен фактически отработанный после последнего перерасчета страховой стаж. Заработная плата останется та, которая учитывалась при последнем перерасчете.    



 Имеют ли право преподаватели  школы искусств на пенсию по выслуге лет? До реформы в такой пенсии отказывали на том основании, что учреждение относится к сфере культуры, а не к сфере образования. Как теперь, по новому закону?

Ничего не изменилось. Постановление Кабинета министров Украины № 909 от 4 ноября 1993 года «О перечне учреждений и организаций образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых предоставляет право на пенсию по выслуге лет» (с изменениями, внесенными Постановлением Кабинета министров Украины № 1436 от 26.09.2002 г.) остается в силе. Точно так же, как и статья 55 Закона «О пенсионном обеспечении».
Данная должность (преподаватель, работающий в учреждениях культуры) в вышеуказанном перечне не предусмотрена.


 Есть ли право на перерасчет пенсии по выслуге лет?

 Если человек вышел на пенсию по выслуге лет, то произвести перерасчет пенсии и добавить страховой стаж он сможет только тогда, когда достигнет пенсионного возраста. Например, если медсестра вышла на пенсию по выслуге лет и продолжила работать в другой должности - администратором, то раньше, до 1 октября, она имела право спустя 2 года обратиться за перерасчетом пенсии, как и все другие работающие пенсионеры. Новым законом предусматривается, что если назначена пенсия по выслуге лет, то ни одного дня страхового стажа у работающего пенсионера не добавится, пока он не достигнет пенсионного возраста.


 Как будут проходить разовые выплаты в 10 пенсий для учителей, врачей, артистов, спортсменов, которые имеют право на пенсию по выслуге лет?

Согласно новому закону, такие выплаты будут производиться для тех работников, которые на день достижения пенсионного возраста работали в учреждениях и организациях государственной или коммунальной формы собственности на должностях, работа на которых дает право на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии со статьей 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении».
Обязательное условие – они должны иметь страховой стаж: мужчины – 35 лет, женщины – 30 лет; они не получали какую-либо пенсию ранее.
Таким работникам при назначении пенсии по возрасту выплачивается денежная помощь в размере их десяти месячных пенсий по состоянию на день их назначения.    
Например, учитель-мужчина достиг 60 лет. Имеет страховой стаж 35 лет и продолжает работать в должности учителя. Не получал до этого никакую пенсию – ни по выслуге лет, ни по инвалидности и никакую другую. При выходе на пенсию ему выплатят разовую денежную помощь в размере десяти назначенных ему пенсий.


Работал водолазом, вышел на пенсию в 50 лет по списку № 1 и получаю мизерную пенсию. Если у шахтеров минимальный размер пенсии вырос до 2350 гривен, то коснется ли такая надбавка и водолазов?

Нет, новый закон такой нормы не содержит. Повышение пенсий шахтерам связано с тем, что в 2008 году был принят закон о престижности шахтерской работы, который предусматривает минимальный размер пенсии шахтера в размере не менее трех минимальных пенсий в Украине. Единственное, что предусмотрели для других категорий из списка № 1, в том числе и водолазов, так это удвоение коэффициента стажа при назначении пенсии с января 2004 года.


 Сохраняется ли в новом законодательстве право на надбавку к пенсии за звание «Заслуженный…» (врач, машиностроитель, журналист и так далее), а также за звание «Почетный донор»?

Все это сохраняется. Например, донорам полагается ежемесячная надбавка к пенсии в размере 10% от прожиточного минимума для трудоспособных лиц. За особые заслуги перед Украиной, а они разные, устанавливаются надбавки в размере от 20 до 40% от прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.          



 Изменились пенсионный возраст, страховой стаж, максимальный размер пенсии.
Кроме того, изменился расчет среднемесячного заработка для начисления пенсии. Если ранее для расчета учитывались 60 месяцев до 1 июля 2000 года, а после этой даты – по факту работы на момент обращения за назначением пенсии, то с 1 октября человек может выбирать. Или он берет любые пять лет до 1 июля 2000 года, или не берет их, и для расчета пенсии в таком случае учитываются только данные персонифицированного учета, которыми располагает Пенсионный фонд.
Единственное условие: после 1 июля 2000 года у человека должно быть не менее 60 месяцев страхового стажа подряд, независимо от перерывов в работе. Если этого нет, то он обязательно должен взять 60 месяцев до 1 июля 2000 года. Здесь необходимо отметить еще одно очень важное изменение: справка о заработке за 60 месяцев до 1 июля 2000 года должна подтверждаться первичными документами – то есть лицевыми счетами по его заработной плате.
Изменения также коснулись начисления пенсии для государственных служащих. Если раньше в расчете учитывались от 80 до 90% заработка в зависимости от стажа государственной службы, то после 1 октября – 80%.
При назначении пенсии изменился также применяемый показатель средней заработной платы на одно застрахованное лицо в среднем по Украине. Если раньше этот показатель учитывался за год, предшествующий назначению пенсии, то теперь - за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии.



На сегодняшний день нельзя расценивать эти субъекты как альтернативные. С помощью этих субъектов достигаются разные цели. Например, целевое назначение страховой компании (СК) – это осуществление страхования пожизненной пенсии, тогда как НПФ – обеспечение выплаты на определенный срок (не менее 10 лет).
Можно говорить об особенностях того или иного субъекта негосударственного пенсионного обеспечения. У НПФ они следующие:
- жесткая диверсификация пенсионных взносов, направленная на максимальную защиту и приумножение пенсионных накоплений, высокие требования к инвестиционным инструментам (таких требований нет ни для СК, ни для банков);
- диверсифицированная система контроля над формированием пенсионного портфеля и использованием пенсионных накоплений по линии: «фонд – администратор - компания по управлению активами – банк-хранитель», имеющая своей целью распределение рисков ( и у СК, и у банков функции, связанные с администрированием, управлением инвестиционным портфелем и хранением активов сосредоточены в одних руках);
- распределение всей полученной инвестиционной прибыли (за вычетом затрат, связанных с обслуживанием фонда) между участниками (банк начисляет фиксированный процент по депозиту независимо от того, какую реальную прибыль он получил, а СК рассчитывает размер пожизненной пенсии, исходя из актуарных расчетов, что уменьшает размер пенсионных выплат на сумму страхового возмещения на покрытие рисков по таким выплатам);
- возможность перевода средств в другой фонд в любое время, причем без потери части накопленных средств;
- нет строгой регламентации размера взноса и его периодичности, а также штрафных санкций при приостановлении платежей (СК более жестко регламентируют полноту и своевременность перечисления страховых взносов, применяют финансовые санкции к неаккуратным страхователям);
- все перечисленные вкладчиком фонда средства зачисляются на персональный счёт (СК выплачивает комиссию агенту за привлечение средств до 80% от первого взноса);
- право на налоговый кредит возникает независимо от периода накопления (если Вы заключили договор накопительного страхования, то срок действия договора должен быть не менее 10 лет для получения права на налоговый кредит).
Есть ещё и другие особенности, присущие субъектам негосударственного пенсионного обеспечения.



Распределение прибыли (убытка) между участниками фонда осуществляется пропорционально суммам, отображенным на их индивидуальных пенсионных счетах, на дату осуществления распределения.
Установление минимально гарантированной нормы прибыли по какой-либо пенсионной схеме запрещается законодательством.


Минимальный размер пенсионных взносов может устанавливаться Советом пенсионного фонда в размере 10 % минимальной заработной платы в расчёте на один месяц. Размер пенсионных взносов в корпоративный или профессиональный пенсионный фонд , уплачиваемых за средства учредителей этих фондов и работодателей-плательщиков, может определяться в коллективном договоре с учётом требований Закона о НПО.

Чистая стоимость единицы пенсионных взносов - расчетная стоимость единицы пенсионных взносов, определяемая путем деления чистой стоимости активов пенсионного фонда на общее количество единиц пенсионных взносов на день подсчета. Чистая стоимость единицы пенсионных взносов на день поступления первого пенсионного взноса в пенсионный фонд устанавливается в размере 1 гривня.

Участник негосударственного пенсионного фонда – физическое лицо, в пользу которого уплачиваются пенсионные взносы в негосударственный пенсионный фонд.

Независимо от права на льготные условия выхода на государственную пенсию , пенсионные выплаты (регулярные) участник Фонда имеет право начать получать на 10 лет раньше/позже государственного пенсионного возраста. Для мужчин - с 50 лет.
Существует 4-ре случая "форс-мажора" когда можно начать получать еще раньше:
1 Выезд на ПМЖ за границу;
2 Критическое состояние здоровья;
3 Смерть участника (получают наследники выплату);
4 Получения права на пенсию по инвалидности в государстве



Пенсионные фонды в соответствии с Законом о НПО могут осуществлять следующие виды пенсионных выплат : пенсия на определённый срок, единовременная пенсионная выплата.   
    Кроме указанных видов выплат из НПФ, возможно заключение договора страхования пожизненной пенсии , за счёт денежных средств, перечисленных страховой организации .



Участие в негосударственном пенсионном фонде (НПФ) является добровольным. В Законе Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» прямо написано, что система негосударственного пенсионного обеспечения базируется на принципах добровольного участия физических и юридических лиц в формировании пенсионных накоплений. Работодатель может принять решение об участии в НПФ и перечислять взносы в пользу своего персонала. Сотрудники также могут делать взносы в НПФ со своих зарплат, но в этом случае решение они принимают сами и заключают пенсионные контракты с НПФ самостоятельно. И это решение совершенно не зависит от работодателя и от того, является ли предприятие вкладчиком НПФ. Сотрудник может заключить пенсионный контракт с другим фондом.
Опыт работы Открытого пенсионного фонда «Социальный стандарт» показывает, что когда работодатель начинает формирование будущих пенсий своим сотрудникам, часть из них становится вкладчиками этого же НПФ, либо делая взносы в свою пользу, либо в пользу своих ближайших родственников.


По логике, в возрасте , который больше на 10 лет пенсионного возраста, предоставляющего право на пенсию по общеобязательному государственному пенсионному страхованию , наступает период получения выплат из НПФ . Однако, теоретически , контракт можно заключить в любом возрасте. Но, стоит отметить, что смысл заключения пенсионного контракта в долгосрочном накоплении, и наиболее целесообразно заключать контракт заблаговременно, что позволит не только сберечь, но и значительно преумножить средства участника НПФ на его персональном счёте

Пенсионные активы, которые накапливаются в пенсионном фонде, могут быть использованы исключительно для целей инвестиционной деятельности фонда, выполнения обязательств фонда перед его участниками и оплаты расходов, связанных с осуществлением негосударственного пенсионного обеспечения. Подробнее см. ст.48 п.12 Закона о НПФ

Негосударственный пенсионный фонд не может быть провозглашён банкротом и ликвидирован по законодательству о банкротстве. Подробнее см. в ст.6 п.12 Закона о НПФ.


В состав активов НПФ , в соответствии с Законом о негосударственном пенсионном обеспечении, входят активы в денежных средствах, в ценных бумагах, другие активы в соответствии с законодательством .
Пенсионные активы в ценных бумагах состоят из:
- облигаций внутреннего государственного займа;
- акций и облигаций украинских эмитентов , которые прошли листинг и обращаются на фондовой бирже , объёмы торгов на которых составляют не менее 25 % от общих объёмов торгов ;
- облигаций иностранных эмитентов ;
- акций иностранных эмитентов , которые обращаются на организованных фондовых рынках и прошли листинг на одной из таких фондовых бирж, как Нью-Йоркская,Лондонская, Токийская, Франкфуртская… (подробнее см. в ст.47 Закона о НПО)



1.                 Да, не будем скрывать действительно было несколько НПФ, которые обанкротились В США, это допускает их Законодательство.

НО! Украинские НПФ по Закону не могут быть признаны банкротами. Дело в том, что в самой деятельности украинских НПФ заложены такие принципы, что только, пожалуй, катаклизмы мирового масштаба могут их разрушить. Например, «а-ля великая депрессия» (длящаяся пять-десять лет) или война или глобальные погодные катастрофы. Если думать о этих проблемах – то жить вообще не надо.
В остальном – все кризисы временные.
      Хотя можно представить себе, что произошёл глобальнейший заговор: учредителей НПФ, совета НПФ, банка-хранителя, КУА, администратора, дали взятки во все Комиссии и Нацбанк. То есть все договорились каким-то образом друг друга прикрыть, чтобы вывести деньги фонда. Во-первых, можно с трудом представить сумму взяток для такого дела. Во-вторых, денег в НПФах так мало (20 млн.грн – это уже очень хорошо), что ради этих «копеек» в глобальном масштабе не стоит и затеваться.
Любая финансовая организация в стране может обанкротиться: и банк, и страховая компания, и любое предприятие, и даже предприниматель. И только НПФ как наиболее социально значимое учреждение даже государство поставило в жёсткие рамки, чтобы обезопасить средства людей, так как именно государственные власти понимают, что крах хотя бы одного НПФ поставит крест на доверии к этим учреждениям. А люди должны создавать свои частные пенсии, чтобы меньше получать денег у гос. пенсионного фонда. Каждая власть, какого бы цвета она ни была, в полной мере прочувствовала на себе «прелести» проблем гос. пенсионного фонда.

2.              Почему любой субъект признается банкротом? Потому что ему нужно выплатить в определённый момент денег больше, чем у него есть. А пенсионерами в один момент все не становятся и все/или многие/или большинство участников фонда в один момент в фонд не обращаются за выплатами. И уж тем более, выплаты в большей части происходят не единовременные, а периодические. А остальная часть накопленных денег человека остается в фонде. Поэтому не может возникнуть ситуация, когда денег нужно выплатить больше, чем есть в наличии.

3.              Наше пенсионное (негосударственное) законодательство признано лучшим в мире. Не потому, что наши законодатели такие умные, а потому, что писали эти нормы позже всех, поэтому учли все ошибки других стран.

4.              Самое главное – жёсткая диверсификация, которая не позволит потерять НПФу много денег даже в самые сложные периоды. Пример – минусы по доходности в 2008 году, и выход на прежние показатели уже в 2009 году. А так как срок накопления большой – то все эти минусы нивелируются.

5.              Если в какой-то стране НПФ попросил помощи у государства, то оно ему точно помогает. Как, например, было с банками на Украине во время кризиса. Власть понимает, что денег фонда гарантирования не хватит, если обанкротится хотя бы один крупный банк, типа Надры. Поэтому, при всех сложностях в стране во время кризиса – на спасение банков денег не жалели. Тем более не жалеют их на НПФы.

6.              Не забирают американские пенсионеры деньги из НПФов, т.к. понимают, что сейчас их забирать не выгодно. Они грамотные с точки зрения фондового рынка люди. Они знают, что рынок начнёт расти и их деньги в фондах также вырастут. Поэтому приостановили получение своих пенсий из НПФов.

7.              Да, многие фонды несут убытки во всём мире. Точнее, несли во время кризиса. Но практически за год все восстановились. Такова природа экономики: всё и всегда расти не может. Поэтому мы и говорим, что НПФ – это не панацея. Необходимо диверсифицировать свои вложения на будущее в разных инструментах, у кого на что денег хватает.


Какие возможны варианты «...неисполнения или ненадлежащего исполнения Вкладчиком своих обязанностей , установленных законодательством, пенс.схемой и контрактом...»( п.4.1 «Відповідальність Сторін» пенсионного контракта ), которые могут вызвать убытки ?
В основном, обязательства Вкладчика имеют моральный характер (платить
взносы, предоставлять информацию и сообщать об изменениях, и т.д.), но
теоретически, могут быть и денежные убытки.
Например:
Вкладчик прекратил уплату взносов в пользу участника или уменьшил их размер
и при этом не предупредил участника. Через какое-то время на индивидуальном
пенсионном счету участника находится не та сумма, на которую он
рассчитывал, и такой участник подает иск на действия фонда. Т.к. это
произошло по вине Вкладчика, то фонд имеет право требовать компенсации
судебных издержек.
    Или Вкладчик, нарушая закон, осуществил уплату взносов в
валюте. В таком случае, этот взнос не может быть зачислен на индивидуальный пенсионный счёт  участника и
возвращается вкладчику. Пока Вкладчик устраняет нарушения и осуществляет
правильно платеж - проходит время, и участник недополучает инвестиционный
доход. При обращении этого участника в суд на действия фонда, может быть
принято решение о компенсации фонду судебных издержек, а также о компенсации
участнику недополученного дохода.  
    Все это может возникать, если Вкладчик и участник - это разные лица. Если
вкладчик-участник одно лицо, то такие ситуации, вероятно, невозможны. Но
обязательства и ответственность сторон - это обязательные условия
пенсионного контракта, и с юридической точки зрения, Вкладчик и участник это
разные субъекты, и имеют разные права и обязанности.


Какая доля от общей пенсионной доли ВВП  может быть распределена именно на НПФ? Не кажется ли вам, что в таких пенсионных инструментах как НПФ, пенсионное страхование, банковский депозит и просто деньги под подушку (в виде золота, например) НПФ является наиболее рисковым вложением? А если учесть то, что люди накапливают себе пенсию не год, не 2 и не 3, а десятки лет, и на пенсию уходят уже в далеко не в состоянии боеготовности, то при очередном кризисе на фондовом рынке, при котором человек потеряет (или не достигнет) всего, что накопил за свой работоспособный возраст, это может привести ну если не к социальному взрыву, то хотя бы к камням в окнах ПФ, КУА (а заодно и Нацбанка с Кабмином)? Не нужно ли зарегулировать данный рынок еще более жестко, чем это сделано сейчас? Все таки ж не в бирюльки играемся.

Что касается «пенсионного ресурса», то в Украине сегодня 13,7 млн. пенсионеров, годовой бюджет Пенсионного фонда Украины (ПФУ) на 2009 год - 164 млрд. грн. Но это не накопительные, а текущие ресурсы для выплаты пенсий, то есть ресурсы потребления. Реформа предусматривает, что постепенно часть ресурсов, которые сегодня поступают в ПФУ, будет аккумулироваться в обязательной накопительной системе. В завершающей стадии «запуска» второго уровня туда будет направлено около 7% платежей в ПФУ.

Теперь относительно надежности негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Активы НПФ жестко диверсифицированы, при этом доля акций не может быть больше 40%, все остальные инструменты, в которые инвестирует фонд (недвижимость, золото, банковские депозиты, государственные, муниципальные, корпоративные облигации, другие) - менее рискованные, обычно с фиксированной доходностью. НПФ - консервативный инструмент, призванный получать не супердоходнисть при высоких рисках, а стабильно приносить доход, больший инфляции.
Как показал опыт других стран и наш, хоть и небольшой, но от этого не менее ценный опыт, НПФ является наименее зависимым и от кризиса как через многолетний горизонт инвестирования (люди приходят в НПФ на 10-15-20, а то и на 30 -- 40 лет), так и через жесткую диверсификацию активов и долгий период пенсионных выплат. Например, снижение обязательств относительно пенсионных выплат пенсионными фондами США при всех проблемах, которые там сегодня есть, за февраль 2009 года было сравнительно незначительным - на уровне всего 0,6%. Полностью выполняют свои обязательства по выплате пенсий и НПФ Украины.

К тому же НПФ не может быть банкротом так сказать, по определению. Потому что его обязательства всегда равны его активам (в отличие, кстати, от страховых продуктов). И за всем этим очень внимательно следят три регулятора: Госфинуслуг, ГКЦБФР и НБУ. В сравнение с другими «пенсионными инструментами», о которых Вы пишете (банковские депозиты, страхование жизни, деньги «под подушкой»), НПФ выглядит намного привлекательнее во-первых потому, что он действительно является «пенсионным инструментом», а во-вторых его активы диверсифицированы между очень разными инструментами.

Пенсионные деньги требуют особого отношения. Поэтому разумные меры по усилению регулирования рынка услуг НПФ действительно нужны. Прежде всего, надо унифицировать требования ко всем участникам рынка путем внедрения обязательного ежедневного расчета чистой стоимости активов и чистой стоимости единицы пенсионных взносов НПФ. Одновременно необходимо усовершенствовать и сам порядок вычисления чистой стоимости активов НПФ. Надо обеспечить открытость и прозрачность работы рынка, полное и своевременное раскрытие информации о результатах деятельности каждого НПФ, как это, кстати, и определен нормативным документом Госфинуслуг, который вступил в силу с 1 января 2009 года.


Что касается пенсионных выплат, то начнем с пенсионного возраста.
Пенсионный возраст, после достижения которого участник имеет право на получение пенсионных выплат, определяется им самостоятельно. Этот возраст может отличаться от пенсионного возраста, установленного в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, но не больше, чем на 10 лет как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.
Ваши действия:
За 2 месяца до наступления пенсионного возраста (дату Вы определяете сами) Вам следует обратиться к Администратору Фонда и написать Заявление об установлении пенсионного возраста.
Если на Вашем индивидуальном пенсионном счете будет достаточно средств для выплаты пенсии на определённый срок, Вы заключаете Договор на выплату пенсии с администратором Фонда. Первая пенсионная выплата осуществляется на протяжении 45 дней с даты наступления пенсионного возраста.
Если   на Вашем индивидуальном пенсионном счете сумма не будет достигать минимального размера, установленного Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины , то Вы пишете Заявление на  осуществление одноразовой выплаты. Такая выплата проводится в течение 5 рабочих дней после получения соответствующего заявления и необходимых документов


Единственный известный способ сохранения денежных средств от инфляции – это их инвестирование.

Я частный предприниматель и каждый месяц плачу взнос в пенсионный фонд. Кроме того у меня есть постоянная работа и с зарплаты тоже идут отчисления в пенсионный. Могу ли я тот взнос, который я плачу как предприниматель, платить не в гос. ПФ, а в негосударственный?

В соответствии с законодательством Украины ПФУ и НПФ - две отдельные структуры и не отвечают по взаимным обязательствам. Поскольку Вы застрахованы государством, и государство несет обязательство по выплате Вам государственной пенсии, платить Вы тоже обязаны в государственный Пенсионный фонд Украины.
Кроме этого, у Вас есть право по созданию для себя дополнительной пенсии в негосударственных пенсионных фондах. Эти две структуры (два уровня пенсионной системы Украины) на сегодняшний день не предусматривают взаимозачеты или выбор одного их них и не зависят друг от друга. С другой стороны, по достижении пенсионного возраста Вы будете иметь возможность получать две пенсии: государственную и частную.


Да, в пенсионной системе Аргентины сегодня происходят изменения. Они связаны с уменьшением доли пенсии из обязательной накопительной системы и увеличением ее солидарной составляющей. Связано это с тем, что в свое время Аргентина (и еще ряд стран Латинской Америки) по примеру Чили почти полностью ликвидировала солидарную пенсионную систему, заменив ее обязательной накопительной, хотя, например, Всемирный банк (авторитет в вопросах пенсионной реформы) не советовал им этого делать.
Сегодня там идет процесс построения сбалансированной трехуровневой пенсионной системы из солидарной, обязательной накопительной и добровольной накопительной составляющих.
Что касается Украины, то у нас тоже существует дисбаланс в пенсионной системе. Он несравненно больший аргентинского и, как в том армянском анекдоте, в «другую сторону и не такой». Сегодня доля пенсии из солидарной системы составляет у нас 99,994%, из обязательной накопительной - 0,0%, с добровольной накопительной (НПФ) - 0,006%. Так что, нам это «не грозит». Выполнить пока хотя бы то, что в законе установлено - перейти на трехуровневую сбалансированную пенсионную систему.


А. Денежная реформа – замена денежной единицы на другую, смена денежной системы, деноминация денег, нуллификация, девальвация и т. п.
-Денежная реформа бывает неконфискационной, когда ВСЕ «старые» деньги (наличные и безналичные) обмениваются на «новые» в едином установленном соотношении таким образом, что люди не теряют ничего в покупательной способности «новых» денег. Но бывает реформа и конфискационной, когда какая-то часть «старых» денег обменивается в несправедливом соотношении, или государство вводит такие условия обмена, когда люди физически заведомо не могут обменять какую-то значительную часть «старых» денег. В 99% случаев такая принудительная конфискация касается наличных денег, тогда как деньги на счетах физических лиц (безналичные), наоборот, всегда обмениваются по максимально справедливому соотношению. Поэтому участие в НПФ - это еще и защита Ваших денег от возможной необдуманной денежной реформы.

Б. Национализация предприятия (-ий) акции или облигации которого входят в портфель фонда.
- Внезапно это не случается, потому что вопросы собственности регулируются исключительно Конституцией и законом, поэтому управляющий активами НПФ должен и этот фактор отслеживать, учитывать и своевременно реагировать. Ну, а во-вторых, в «порядочных» странах национализация не является конфискацией, а является выкупом, так и НПФ «в порядочной» стране пострадать от этого не может. А мы все-таки потихоньку идем вперед к «порядочной» стране  (не удивляйтесь этому заключению, вспомните только, что каких-то двадцать лет назад вся собственность в Украине была исключительно государственной, а в тюрьмах люди отбывали реальные «сроки» по статье Уголовного кодекса «за частно-предпринимательскую деятельность »).

В. Национализация в общегосударственном масштабе и/или смена государственного строя.
- Сегодня такие деяния называют правильным словом - «терроризм». И всеми средствами борются с этим явлением.

Г. Распад государства на несколько самостоятельных и наоборот – объединение государства в союзы с другими государствами (например Евросоюз и т. п.) или же полное их слияние в одно государство.
- Вопрос распада Украины неактуален, это лишь некая виртуальная «страшилочка» от некоторых «наших» политиков. Кроме того, гарантами независимости и территориальной целостности Украины в соответствии с Будапештский протоколом, согласно которому Украина впервые в мировой истории добровольно и полностью избавилась от третьего по величине в мире ядерного потенциала, выступили все ядерные государства, то есть США, Россия, Китай, Великобритания, Франция.

Что касается союзного объединения. Если оно будет добровольное, как это имеет, например, место при вступлении в ЕС, то все обязательства перед гражданами, которые имеют государство, финансовые и другие структуры безусловно сохраняются и полностью выполняются также и рамках союза, как мы это видим сегодня на примере новопринятых членов ЕС.

Д. Войны – гражданские, отечественные, мировые.
- Не дай Бог, конечно ... Война - это большая беда для всех, а для финансовой системы - это обесценивание денег: инфляция и гиперинфляция. Если это происходит, то деньги всех финансовых и нефинансовых учреждений в равной степени обесцениваются, теряя покупательскую способность.
Хотя в НПФ это происходит в меньшей степени, поскольку его активы более диверсифицированы, то есть вложены не только и не столько в деньги, как в реальные ценности - акции, недвижимость, банковские металлы. Поэтому и регенерация (восстановление) стоимости активов НПФ после какого катаклизма, как мы это видим сегодня и в Украине, и в других странах мира в «после кризисное время», происходит значительно быстрее, чем в других финансовых учреждениях.

Е. Пенсионер-участник НПФ долгожитель может пережить и проесть все свои накопленные в фонде средства.
- Действительно, лицо, которое уже имеет право на пенсию, подписывает договор на получение пенсии из НПФ на определенный срок. Но, во-первых, он(она) в любое время может увеличить этот срок, скажем с 10 до 20 лет, или 25, 30 и т.д. лет. Во-вторых, наименьшими являются первые выплаты, крупнейшими - последние,  поэтому правильно рассчитайте - и хватит. И наконец, третий, для тех кто сам не хочет считать. Когда участник НПФ получает право на пенсию, он может перевести свои деньги из НПФ в страховую компанию, откуда он будет получать пожизненную пенсию, уровень которой устанавливается страховой компанией на основании аннуитетных расчетов. Понятно, что тогда пенсия будет значительно меньше, потому что инвестиционная составляющая в страховой компании значительно меньше, чем в НПФ, а Ваши потомки уже ничего не получат, так сказать, после Вас. Если же что-то все-таки останется с этих денег, то не им, а страховой.

Ж. Пенсионная финансовая пирамида в США – в США всё больше и больше выходит на пенсию т.н. поколение бейби-бумеров. Чтобы увеличивающийся поток бейби-бумеров получал пенсии со своих накопительных счетов, пенсионные фонды будут вынуждены продавать ценные бумаги – это будет в лучшем случае сильно и надолго сдерживать рост фондовых рынков США и мира, а в худшем может привести к серьёзному и продолжительному мировому финансовому кризису. Это не может не отразится на фондовом рынке и НПФ Украины.
- По поводу проблем в пенсионных фондах США. Отдельный интересный вопрос, потому что как раз пенсионные фонды во время кризиса и в США, и в других странах ( кстати, и в Украине) показали, что они на сегодня действительно являются самыми надежными финансовыми структурами, способными выполнять свои обязательства перед участниками, в отличие , например, от банков.
Что же касается проблем в пенсионных фондах США, то они не являются большими. В условиях кризиса американские пенсионные фонды справились со своими обязательствами, хотя их активы и уменьшились за время кризиса на 20%.
Как свидетельствует сегодняшняя статистика, уже произошло восстановление (регенерация) утраченных активов по состоянию на 1 октября более чем на 50%, и процесс этот продолжается. Что же касается дополнительных обязательств этих фондов, которые могут возникнуть во время, когда на пенсию уйдет большая когорта людей, рожденных в период пика демографической активности, то объемы активов американских пенсионных фондов настолько велики (12,5 триллионов долларов! На 01.01 .2009 г.), что этот момент, думаю, их никак не поразит.


Я родилась 25 декабря 1956 года, вышла на пенсию за восемь месяцев до 55 лет (уволили по сокращению численности). Имею ли я право на трудоустройство в период до достижения пенсионного возраста?
 
Ответ: Нет, такого права Вы не имеете. В действующем пенсионном законодательстве предусмотрено, что досрочно назначенная пенсия с учётом Закона Украины "О занятости населения" в период до достижения пенсионного возраста работающим пенсионерам не выплачивается.
    То есть до достижения Вами пенсионного возраста, Вы не имеете права работать и одновременно получать пенсию.

Каков порядок перерасчёта пенсии работающим пенсионерам после 1 октября 2011 года? Будет ли учтён только страховой стаж, приобретённый после назначения пенсии? Можно ли будет произвести перерасчёт пенсии с учётом заработка, приобретённого после назначения пенсии?
 
Ответ: В законе о пенсионном реформировании, который введён в действие с 1 октября 2011 года, предусмотрено осуществление перерасчёта пенсий с учётом страхового стажа, приобретённого после назначения пенсии или её предыдущего перерасчёта. При этом заработок остаётся тот, из которого была предварительно исчислена пенсия.
   По желанию лица перерасчёт можно осуществлять также с учётом стажа и заработка, который будет определён за периоды, указанные в ст. 40 закона о пенсионном страховании. При этом будут применены все нормы нового законодательства, в том числе новый порядок оптимизации заработка, и доплата за сверхнормативный стаж будет определена свыше страхового стажа мужчинам 35 лет, а женщинам 30 лет. В любом случае будет применён показатель средней зарплаты по Украине, который уже применялся для исчисления пенсии лица.

Ответ: В ст. 40 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" с 1 октября 2011 года внесены изменения, которыми предусмотрено, что при назначении пенсии будет применяться показатель средней заработной платы (дохода) в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине, из которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии.

Мой муж 1952 года рождения. Может ли он для назначения пенсии по возрасту в 2012 году представить справку о заработной плате за 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2000 года?
 
Ответ: Да, может, поскольку ст. 40 Закона Украины "Об общеобязательном пенсионном страховании" предусмотрено, что в период до 1 января 2016 года по желанию лица может быть учтена заработная плата за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2000 года на основании справки о заработной плате (при условии подтверждения этой справки первичными документами). Также эта справка будет нужна для исчисления пенсии в случае, если страховой стаж Вашего мужа начиная с 1 июля 2000 года составляет менее 60 месяцев.

Согласно изменениям в действующем  законодательстве пенсионный возраст для женщин повысился. В январе 2012 года мне исполнилось 54 года. Администрация предприятия, на котором я работаю, сообщила, что с февраля меня сокращают. Буду ли я иметь право на пенсию по возрасту?
 
Ответ: Нет, не будете, поскольку согласно подп. "г" части первой п. 1 ст. 26 Закона Украины "О занятости населения" работникам, трудовой договор с которыми расторгнут по инициативе владельца или уполномоченного им органа в связи, в частности, с сокращением численности или штата работников, гарантируется право на досрочный выход на пенсию за полтора года до достижения пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". Ваш пенсионный возраст 56 лет 6 месяцев.
    Поскольку Вы будете уволены с работы за 2 года 6 месяцев до достижения пенсионного возраста, права на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста Вы не будете иметь.

С 2006 года я получаю пенсию по третьей группе инвалидности вследствие общего заболевания. В 2012 году мне исполнится 60 лет. Какой показатель средней заработной платы по стране будет применяться при переходе на пенсию по возрасту?
 
Ответ: При переводе с одного вида пенсии на другой по желанию лица может быть учтена заработная плата (доход) за периоды страхового стажа, указанные в части первой ст. 40 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", с применением показателя средней зарплаты (дохода), который учитывался при назначении (предыдущем перерасчёте) предыдущего вида пенсии.
  Исключение может быть только в случае, если человек после назначения пенсии по инвалидности продолжал работать и приобрёл не менее 24 месяцев страхового стажа после назначения (предыдущего перерасчёта) пенсии независимо от перерывов в работе. При переводе впервые с пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту применяется средняя заработная плата (доход), определённая в части второй ст. 40 закона для назначения пенсии (в случае обращения после 1 января 2012 года - за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии).

Мне 55 лет. Я получаю пенсию по выслуге лет как спортсмен - заслуженный мастер спорта, бывший член сборной команды Украины. После назначения пенсии работаю руководителем небольшого предприятия. Два года назад мне пересчитали пенсию с учётом стажа и заработка. Имею ли я право обратиться относительно следующего перерасчёта?
 
Ответ:  Нет. Нормы Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" относительно перерасчёта работающим пенсионерам (каждые два года) не распространяются на пенсионеров, которым назначена пенсия по выслуге лет на условиях, предусмотренных в Законе Украины "О пенсионном обеспечении", и которые не достигли возраста, установленного в ст. 26 этого закона.
Вместе с тем при назначении Вам пенсии по возрасту (по достижении пенсионного возраста) этот страховой стаж будет засчитан для исчисления размера пенсии (по данным, содержащимся в системе персонифицированного учёта).

Ответ:
Согласно п. «е» ст.55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» право на пенсию за выслугу лет имеют работники образования, здравоохранения и социального обеспечения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке , который определяется Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Законом Украины «О внесении изменений в статью 60 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 10.07.2003 (вступил в силу с 15.08.2003р.) предусмотрено, что работа в лепрозорных и противочумных учреждениях здравоохранения, в учреждениях (отделениях) по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, в других инфекционных учреждениях (отделениях) здравоохранения, в патологоанатомических и реанимационных отделениях, учреждениях здравоохранения, а также в психиатрических учреждениях здравоохранения засчитывается в стаж работы в двойном размере.
При определении права на пенсию за выслугу лет период декретного отпуска засчитывается в специальный стаж в одинарном размере.

В текущем году мне исполняется 60 лет. Я государственный служащий с более, чем 10-ти летним стажем и общим стажем более 40-ка лет. Имею ли я право выйти на пенсию в 2012-м году и на получение пенсии государственного служащего?

Ответ:
На получение пенсии государственных служащих имеют право мужчины, которые достигли возраста 62 лет, при наличии страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, предусмотренном абзацем первым части первой статьи 28 Закона Украины "Об общеобязательно государственном пенсионном страховании" , в том числе стажа государственной службы не менее 10-ти лет, и которые на момент достижения указанного возраста работали на должностях государственных служащих, а также лица, которые имеют не менее 20-ти лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих , независимо от места работы на момент достижения указанного возраста.
До достижения 62 летнего возраста право на пенсию по возрасту имеют государственные служащие - мужчины 1955 года рождения и старше после достижения ими такого возраста:
60 лет - которые родились по 31 декабря 1952 года;
60 лет 6 месяцев - которые родились с 1 января 1953 года по 31 декабря 1953 года;
61 час - которые родились с 1 января 1954 года по 31 декабря 1954 года;
61 час 6 месяцев - которые родились с 1 января 1955 года по 31 декабря 1955 года.


Ответ:
Согласно ч.6 ст.21 Закона Украины от 09.07.2003 № 1058 "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" органы Пенсионного фонда Украины получают сведения о лицах, подлежащих общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы и получающих пособие по безработице от Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.
Но, согласно действующему законодательству, пособие по безработице не входит в состав базы начисления единого взноса, поэтому взносы в бюджет Фонда не начисляются и не уплачиваются.
Согласно ст. 56 Закона Украины от 05.11.1991 № 1788-XII «О пенсионном обеспечении» период получения пособия по безработице засчитывается в стаж работы и учитывается при назначении пенсии на основании записей в трудовой книжке и сведений персонифицированного учета, предоставляемых в органы Пенсионного фонда Украины.

Ответ:
Согласно ст.55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» и постановления Кабинет министров Украины от 04.11.1993 № 909 пенсии по выслуге лет работникам образования назначаются при наличии специального стажа работы не менее 25 лет.
Законодательством не предусмотрено требование наличия 30 лет страхового (общего) стажа при назначении пенсии по выслуге лет.

 
- Минимальная продолжительность стажа с 1 октября этого года для назначения пенсии по возрасту составляет 15 лет.
    Это означает, что вообще право на назначение пенсии по возрасту будут мужчины и женщины, которые отработали не менее 15 лет.
    Если страховой стаж составляет меньше, чем предусмотрено Законом Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» (далее - Закон), человек все равно не останется без опеки государства. Согласно отдельному закону ему будет назначаться государственная социальная помощь как лицу, не имеющему права на пенсию. Назначение этой помощи осуществляется органами социальной защиты в районах.
 
    Страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, по новому закону составляет 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин. У людей, имеющих такой стаж, размер пенсии не может быть меньше, чем прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность.

Доплата за сверхнормативный стаж также будет определяться за каждый полный отработанный год свыше 35 лет для мужчин, 30 лет - для женщин.
Если же у человека страховой стаж больше 15 лет, но меньше 30 лет для женщин, 35 - для мужчин, это не значит, что ее размер будет определен пропорционально имеющемуся стажу. Однако с учетом постановления правительства таким пенсионерам будет устанавливаться доплата до прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан.

- Как вообще можно говорить об уменьшении пенсии, которую еще не назначили? Размер пенсии всегда определялся индивидуально в зависимости от стажа и заработка человека.
Нормы Закона меняют в порядке исчисления пенсии четыре показателя.
 
Первый - период, за который учитывается заработная плата для назначения пенсии.
    Теперь человек может учесть свой заработок по сведениям, которые содержатся в системе персонифицированного учета, т.е. с 01.07.2000 г. И не надо искать архивы, предоставлять бумажные справки.
    Но если человек захочет взять для расчета пенсии заработок за любые 60 месяцев работы до 01.07.2000 г., он имеет право предоставить соответствующую справку, если ее данные подтверждены первичными документами о начисленных суммах заработка.
 
Второй - показатель средней заработной платы, который учитывается при назначении пенсии.
С 2012 года будет применяться усредненный показатель за последние три года перед назначением пенсии.
Третий - это доплата за сверхнормативный стаж.
 
Четвертый - период, который «оптимизируется».
Что имеется в виду? Новым Законом сохранена возможность исключать из периода, за который учитывается заработная плата, месяца с маленьким заработком.
    Если раньше количество таких месяцев не могло превышать 10% продолжительности страхового стажа лица, то сейчас можно дополнительно исключать периоды срочной военной службы, учебы, ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом до 16 лет, за пенсионером, который нуждается в постоянном постороннем уходе, ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
    То есть может быть исключен из подсчета более 10% продолжительности страхового стажа.
    Единственным ограничением является то, что после оптимизации заработок должен исчисляться не менее чем из 60 месяцев.
За счет исключения из заработка указанных периодов увеличится зарплата для исчисления пенсии и, соответственно, сам размер пенсии. Поэтому нельзя говорить, что новый Закон обязательно уменьшает размер пенсии.

- Для государственных служащих и других категорий лиц, условия пенсионного обеспечения которых отличные от общих, установлены ограничения как в размере пенсии, так и в порядке ее выплаты.
 
    Государственный служащий, которому пенсия назначена после 1 октября 2011 года, уже не будет иметь права на получение пенсии в размере 90% от заработной платы. Этот показатель уменьшен до 80%.
     Специальные условия пенсионного обеспечения будут распространяться только на тех лиц, которые достигли пенсионного возраста. Никаких льгот по уменьшению этого возраста (кроме случая сокращения за 1,5 года) уже не существует.
     Такой государственный служащий также не будет иметь права получать «специальную» пенсию и работать на государственной службе. В период работы он будет получать только обычную трудовую пенсию.

Если государственный служащий вышел на пенсию до 1 октября 2011 года, то на него уже нельзя распространять ограничения, установленные новым законом. Закон обратной силы не имеет.
 
Для всех без исключения «новых» пенсионеров максимальный размер пенсии не может превышать 10 прожиточных минимумов для нетрудоспособных граждан. С 1 октября 2011 года эта сумма составляет 7 840 грн. Для тех, кому пенсия была назначена ранее и в высшем размере, пенсии не будут индексироваться, перерасчитываться, повышаться, пока их размер не достигнет размера максимальной величины.
 
Еще одно нововведение касается мужчин - государственных служащих. Для них пенсионный возраст, начиная с 2013 года, будет увеличиваться ежегодно на 6 месяцев - до 62 лет.

Право наступит в 60 лет, поскольку процесс более позднего выхода на пенсию мужчин-госслужащих начнется с 2013 года и будет касаться мужчин 1953 года рождения и младше.

- Стимулирование граждан к более позднему выходу на пенсию существовало и до 1 октября.
    Человек, достигнув пенсионного возраста, мог прийти в Пенсионный фонд и написать заявление о том, что он будет продолжать работать и желает отсрочить время выхода на пенсию. За это было предусмотрено увеличение размера пенсии за каждый год такой отсрочки.
 
Мы упростили этот порядок. Теперь человек, достигнув 60 лет, может работать и дальше, не обращаясь в Пенсионный фонд и не подавая никаких заявлений.
    Если гражданин обратится, например, через два года после достижения 60 лет, специалисты Пенсионного фонда автоматически рассчитают сумму увеличения пенсии за каждый месяц такой отсрочки.
Закон предусматривает, что размер пенсии за каждый месяц более позднего выхода на пенсию в пределах первых пяти лет отсрочки повышается на 0,5% за каждый полный месяц страхового стажа после достижения пенсионного возраста, и 0,75% - когда отсрочка составляет более п 'пять лет.
Т.е. если человек решил отсрочить время выхода на пенсию в семь лет, размер ее пенсии будет увеличена на 63%.

Для женщин в период постепенного повышения пенсионного возраста с 55 до 60 лет предусмотрен отдельный механизм повышения размера пенсии. За каждые 6 месяцев более позднего выхода на пенсию размер пенсии увеличивается на 2,5%.

- Механизм перерасчета работающим пенсионерам практически не изменился.
    Для того, чтобы сделать такой перерасчет, необходимо иметь 24 месяца страхового стажа после назначения (предыдущего перерасчета) пенсии.
    Пенсионеру необходимо обратиться с соответствующим заявлением в управление Пенсионного фонда Украины по месту его жительства. Там будет сделан перерасчет или с учетом только нового стажа, или с учетом стажа и заработка.
В первом случае условия исчисления пенсии для пенсионера, которому пенсия была назначена до вступления в силу закона, остались неизменными.
    Здесь имеется в виду требования о продолжительности страхового стажа и периода, за который была учтена заработная плата.
 
    Если пенсионеру выгодно провести перерасчет пенсии по второму варианту, т.е. с учетом нового стажа и заработка, то для него уже будут применены требования по стажу и заработку, определенные новым законом.
 
Во всех случаях при определении размера заработка при назначении пенсии будет применяться показатель средней заработной платы, который брался при назначении пенсии или предыдущего ее перерасчета.

Не будут перерасчитываться пенсии работающим пенсионерам, которым назначена пенсия за выслугу лет и которые не достигли пенсионного возраста.